Туркмения не связывает свою роль поставщика газа с участием в каких-либо международных энергетических проектах или схемах продаж за пределами страны
МИД Туркмении в четверг опроверг сообщения ряда СМИ со ссылкой на представителей немецкого концерна RWE о том, что Туркменистан будет готов подписать контракт по поставкам газа для трубопроводов, «как только будет достигнуто политическое решение».
Немецкая RWE входит в консорциум по строительству газопровода Nabucco, одной из главных проблем которого является наполнение трубопровода газом. Пока нет ни одного договора с поставщиками газа для Nabucco.
Ранее руководитель политического отдела администрации президента Азербайджана Али Гасанов заявил, что Азербайджан готов отдать половину добываемого газа Nabucco. «Азербайджан придает очень большое значение проекту Nabucco, поддерживаемому Турцией. Мы готовы 50% азербайджанского газа направить по этому трубопроводу», – заявил Гасанов на экономическом форуме в Стамбуле.
Подсчитать конкретные объемы азербайджанского газа для Nabucco нетрудно. Так, в прошлом году добыча в Азербайджане составила 23,5 млрд кубометров. Таким образом, в Nabucco пойдет примерно 11,7 млрд кубов. Однако этого явно недостаточно, чтобы заполнить газопровод, учитывая, что мощность трубы составит 31 млрд кубометров в год.
Ранее еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер заявил, что ключевая роль в обеспечении трубопровода газом отводится в первую очередь Азербайджану, который может обеспечить значительную его часть. В качестве второго поставщика для Nabucco он назвал Туркмению, которая ранее выразила готовность обеспечить недостающие объемы для заполнения трубы.
Однако, по всей видимости, переговоры между Европой и Туркменией о поставках газа зашли в тупик. Первым симптомом возникших сложностей стало мартовское заявление Оттингера о том, что срок сдачи в эксплуатацию газопровода Nabucco откладывается с 2014 до 2018 года. Второй сигнал – фактически безрезультатный визит еврокомиссара в Ашхабад в середине апреля. Третьей «ласточкой» стало заявление немецкого энергетического концерна RWE о том, что соглашение с Туркменией об импорте природного газа для Nabucco будет подписано в конце 2010 года – на полгода позже, чем планировалось.
Более того, представители руководства концерна заявили, что сроки зависят «от скорости принятия политических решений». Ашхабад опроверг эти сообщения, расставив, таким образом, все точки над «i». В частности, МИД Туркмении заявил, что туркменская сторона неукоснительно придерживается четкого принципа продажи туркменского энергетического сырья на границе и не связывает свою роль поставщика газа с участием в каких-либо международных энергетических проектах или схемах продаж за пределами страны.
«Туркменистан, осуществляя свое международное сотрудничество в газовой сфере, исходит только из принципа экономической целесообразности и взаимной коммерческой выгоды и никогда не политизирует свое участие в энергетических проектах», – говорится в сообщении пресс-службы туркменского внешнеполитического ведомства для СМИ.
«На протяжении всего периода партнерских отношений Туркменистана с концерном RWE вопрос о закупках туркменского природного газа для заполнения конкретных трубопроводов не поднимался», – подчеркивает МИД Туркмении, сообщает РИА «Новости»
С учетом вышеизложенного, утверждения о неких «политических решениях», отсутствие которых якобы затрудняет осуществление закупок туркменского газа концерном RWE, вызывают непонимание, говорится в пресс-релизе.
Эксперты неоднократно отмечали, что строительство газопровода Nabucco может задержаться из-за отсутствия ресурсной базы для его наполнения.
«С самого начала проект Nabucco был нереальным, так как для этого газопровода отсутствовал газ. Предполагалось, что по газопроводу пойдет туркменский газ, однако с Туркменией по этому вопросу не было договоренностей», – пояснил ранее газете ВЗГЛЯД старший аналитик ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков.
По его словам, изначально Nabucco был проектом администрации Джорджа Буша младшего, однако после смены американского президента проект стал «сбавлять обороты». «Сегодня Туркмения весь газ экспортирует в Китай и Россию, поэтому Nabucco остается без наполнения», – сказал аналитик.
В начале года Туркмения возобновила поставки газа российскому Газпрому Объем поставок, предусмотренный соглашениями, составляет 30 млрд кубометров в год. При этом Газпром и Туркменгаз договорились рассчитывать цену на основе формулы, соответствующей европейской.
Напомним, проект Nabucco предполагает транспортировку природного газа из каспийского региона в европейские страны в обход России, через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Он рассчитан на ежегодную транспортировку 31 млрд кубометров газа, что составит не более 5% потребностей в газе Европейского союза в 2020 году. Помимо RWE, в строительстве газопровода участвуют австрийский концерн OMV, венгерский MOL, турецкий Botas, румынский Transgaz и болгарский Bulgargaz. Стоимость проекта оценивается в 7,9 млрд евро.
Nabucco призван уменьшить зависимость Европы от поставок российского газа. Правда, пока что все козыри на руках у России. Прямым конкурентом Nabucco считается газопровод «Южный поток», строительство которого может начаться уже в этом году. В отличие от Nabucco, трудности с наполнением этот газопровод не испытывает.