Экономика

14 апреля 2010, 21:08

Большегрузные фуры заставят платить за проезд

Фото: ИТАР-ТАСС

В среду вице-премьер Сергей Иванов заявил о том, что не исключает возможности взимания платы за проезд по российским дорогам с фур грузоподъемностью выше 12 тонн. По логике правительства, эта мера позволит переориентировать грузоперевозчиков на железнодорожный транспорт и разгрузить дороги. Однако, по мнению экспертов, торопиться с введением подобных платежей нельзя, так как эта мера может привести к разорению малого бизнеса, в основном и владеющего фурами.

Дорожная реформа

Вице-премьер России Сергей Иванов считает возможным введение в стране механизма взимания платы за пользование автомобильными дорогами с грузоперевозчиков.

«Я этого не исключаю, скажу пока осторожно», − заявил Иванов в рамках организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) «Недели российского бизнеса», сообщает «Интерфакс».

Это позволит уравнять условия грузоперевозок железнодорожного и автомобильного транспорта

По логике Сергея Иванова, взимание платы с фур позволит разгрузить поток на автомагистралях, поскольку объем перевозок автотранспортом постоянно растет. «Даже металлургическая продукция отправляется на экспорт на автомобильном транспорте, потому что это дешевле», − говорит вице-премьер. В то же время, по его словам, за содержание дорожной сети платят не грузоперевозчики, а государство.

Также для аргументации своей точки зрения вице-премьер привел пример стран Евросоюза, в котором взимание платы с грузовиков, в том числе и российских, является привычной практикой. «Мы со своих не берем плату за перевозки внутри страны», − сказал Сергей Иванов.

Помочь РЖД

Напомним, ранее президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин призвал уравнять условия грузоперевозок железнодорожным и автомобильным транспортом. Тогда он предложил ввести нормы, при которых в тариф автомобильных грузоперевозчиков была бы включена «инфраструктурная» составляющая, как эта сделано в железнодорожных тарифах и при авиаперевозках (там эту роль выполняют аэронавигационные сборы).

«Если клиенты железных дорог оплачивают среди услуг железнодорожного транспорта инфраструктурную составляющую, то возникает вопрос, почему такой платы нет для пользователей услуг автомобильного транспорта?» − удивлялся тогда Владимир Якунин.

Якунин уверен: именно поэтому автомобильный транспорт, не оплачивая услуги дорожной инфраструктуры, получает дополнительные преимущества по сравнению с железнодорожными грузоперевозками. Топ-менеджер привел цифру: в 2009−2010 годах затраты РЖД на обслуживание и развитие инфраструктуры превысят 220 млрд рублей − почти половину всех капзатрат компании.

Остался еще год

Таким образом, если слова Иванова о возможном взимании платы за проезд у большегрузов воплотятся в конкретное решение, то «уравнение» условий грузоперевозок позволит увеличить нагрузку на РЖД, которая испытывает сейчас трудности с наполнением своих маршрутов.

Другое дело, что Иванов признает: ввести плату за проезд большегрузов на данный момент мешает отсутствие специального оборудования. «Не бабушка же будет сидеть на обочине и определять на глаз грузоподъемность машин», − цитирует вице-премьера «Интерфакс». В любом случае, по его словам, новшество не введут, пока не будет подготовлена вся техническая база – по расчетам Иванова, это может случиться не раньше 2011 года.

Альтернативы автодорогам нет

Впрочем, по мнению представителей бизнеса, введение платы за проезд с большегрузов не придаст дополнительной популярности железнодорожным перевозкам. «Дело в том, что сроки доставки грузов по железной дороге на длинные расстояния − допустим, больше 2 тыс. километров − увеличиваются, − сообщил газете ВЗГЛЯД генеральный директор Global Freight Юрий Колотовкин. − Это связано с тем, что рейсы ходят по определенным расписаниям, иногда простаивают. Поэтому железная дорога не подходит для доставки срочных грузов. Кроме того, для перевозок через РЖД предъявляются завышенные требования к сопровождающим документам. Поэтому автодороги будут популярны в любом случае».

При этом не стоит забывать, что введение платы за проезд по дорогам с фур автоматически увеличит стоимость потребительских товаров и поставит малый бизнес на грань выживаемости. «Большегрузами в основном владеют частники. И зачастую машины берутся в лизинг. Если увеличатся налоги за перевозки, то многие транспортники не справятся с такой нагрузкой. Причем и сейчас дела у них идут плохо, так как в кризис существенно снизились объемы перевозок», − рассказывает Юрий Колотовкин.

По мнению топ-менеджера, логичным было бы введение механизма платных автодорог, как это сделано во всем цивилизованном мире. «В этом случае, может, хоть улучшится качество дорог», − отмечает Колотовкин.

Процесс пошел

К счастью, в этом отношении в России дела сдвинулись с мертвой точки. В частности, 5 марта премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление о том, что правительство страны в 2010 году предоставит государственные гарантии по облигациям юрлиц, выпускаемым для финансирования инвестпроектов по строительству платных автодорог.

В частности, планируется предоставить госгарантии на сумму до 8,172 млрд рублей по облигациям ОАО «Главная дорога», которое будет строить новый выход на МКАД с федеральной автодороги М-1 «Беларусь» (Москва − Минск).

Также на сумму до 25 млрд рублей правительство предоставит госгарантию по облигациям ОАО «Западный скоростной диаметр» (одноименная трасса в Санкт-Петербурге) и госгарантию объемом 24,548 млрд рублей ОАО «Северо-Западная концессионная компания» (скоростная магистраль между Москвой и Питером). При этом, как заявил в конце марта Сергей Иванов, он надеется, что строительство последней трассы начнется уже в течение месяца.

Текст: Екатерина Поспелова

Вам может быть интересно

Губернатор Калужской области назвал подлым удар ВСУ в Белгороде
Темы дня

Как советские войска всего за месяц разбили фашистов в Крыму

12 мая 1944 года – одна из важнейших дат в истории Великой Отечественной. В этот день 80 лет назад Красная Армия освободила Крым от немецко-фашистких захватчиков. Эта наступательная операция стала примером и ошибок, и героизма советских войск, сумевших в итоге эти ошибки исправить.

Зачем Китай поднял тарифы на доставку грузов в Россию

Китай неожиданно резко - на сотни-тысячи долларов - поднял тарифы как на железнодорожные перевозки в Россию, так и на морские. Почему Пекин пошел на такой жесткий шаг, и к каким последствиям он приведет для российской экономики и простых граждан?

Захарова назвала теракт в Белгороде кровавым звеном в цепочке преступлений Киева

Рогов: Работино превратилось для ВСУ в могилу

Победитель «Евровидения» разбил полученную награду на сцене

Новости

Эрдоган объяснил отмену визита в США

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сообщил, что его визит в США и переговоры с главой американского государства Джо Байденом пришлось отложить из-за несовместимости графиков обеих сторон.

Российские военные освободили в Харьковской области четыре населенных пункта

ВС России взяли под контроль населенные пункты Гатище, Красное, Мороховец и Олейниково в Харьковской области, сообщили в Минобороны

Первый пациент с трансплантированной свиной почкой умер в США

Американец, которому провели первую в мире операцию по трансплантации генно-модифицированной почки свиньи, умер в возрасте 62 лет, сообщило агентство Associated Press (AP) со ссылкой на семью и больницу.

Убегавший от полиции взорвал гранату под Киевом

В Броварах Киевской области Украины мужчина, убегая от полиции, бросил в правоохранителя гранату, сообщили полиция и мэр города Игорь Сапожко.

ВС России ударили по скоплениям техники в Харьковской области

Удары нанесены по скоплениям техники и личного состава ВСУ в Харьковской области, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев.

Спасатели дважды прерывали работы на месте обрушения в Белгороде из-за обстрела

Спасатели два раза прерывали поисково-спасательные работы на месте частичного обрушения жилого дома в Белгороде из-за опасности ракетного обстрела, сообщили в пресс-службе МЧС России.

Вице-канцлер Швейцарии умер во время похода в горы

Пресс-секретарь Федерального совета и вице-канцлер Швейцарии Андре Симонации умер в возрасте 55 лет во время похода в горы, сообщается в заявлении, опубликованном на портале правительства страны.

Гладков рассказал подробности обрушения подъезда в доме в Белгороде

В результате удара со стороны ВСУ по Белгороду пострадали 19 человек, в том числе двое детей, заявил губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков.

В Бундестаге предложили сбивать российские ракеты над Украиной из стран НАТО

Ряд немецких парламентариев выступил за то, чтобы использовать западные зенитные комплексы и сбивать российские ракеты над Украиной с территории стран НАТО.

Кэмерон выразил обеспокоенность из-за продвижения ВС России в Харьковской области

Министр иностранных дел Великобритании Дэвид Кэмерон обеспокоен в связи с наступлением российских войск в Харьковской области.

Специалисты Ростеха осмотрели трофейный Abrams

Трофейный танк Abrams осмотрели специалисты Ростеха, но предметный разговор пока не проводился, сообщил гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов.

Внедорожник замминистра обороны Иванова выставлен на продажу за 2,5 млн рублей

Бывшая супруга замминистра обороны РФ Тимура Иванова, Светлана, выставила на продажу Chevrolet Suburban 2015 года выпуска за 2,5 млн рублей. Автомобиль был переоформлен на нее незадолго до ареста Иванова по делу о взятках, сообщили СМИ.
Мнения

Сергей Миркин: Как надежда победила в Донбассе страх

11 мая 2014 года мы формально голосовали за независимость ДНР, но реально – за то, чтобы быть с Россией. Мы понимали, что не сможем жить в стране победившего Майдана. Референдумы стало торжеством духа людей региона.

Глеб Кузнецов: Постмодернистский протест в Армении

Самое поразительное – это отсутствие любой сформулированной программы протестного движения. «Пашинян уходит», «демаркация останавливается» – всё. Какие ценности? Почему именно они?

Денис Миролюбов: Российский футбол продолжает грезить Европой

Фанаты хотят смотреть европейскую Лигу чемпионов, но никак не азиатскую. Игроки тоже мечтают играть в европейских клубах. Футбольные чиновники хотят взаимодействовать с Европой, что ни для кого не секрет. Поэтому в Азию РФС не уйдет.
Вопрос дня

Что за женщина-ветеран сидела рядом с Путиным на параде Победы