Газпром vs Литва
В пятницу стало известно о том, что Газпром хочет обязать Литву возместить убытки в размере 191 млн долларов, грозя в противном случае обратиться в международный арбитраж. Причина − в несоблюдении этой страной договора о приватизации Каунасской ТЭЦ.
Российский концерн требует от правительства Литвы возместить убытки на 191 млн долларов
Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на газету Verslo zinios, российский газовый монополист, который в марте 2003 года купил Каунасскую термофикационную электростанцию (Kauno termofikacijos elektrine, KTE) у компании Kauno energija за 116,5 млн литов (45 млн долларов по нынешнему курсу), обвинил Литву в несоблюдении приватизационного договора. Газпром утверждает, что Литва установила более низкие, чем предусмотрено договором, цены на тепловую энергию. Отсюда и 191 млн долларов убытка.
Министр энергетики Литвы Арвидас Сякмокас подтвердил изданию, что ведомство получило письмо Газпрома с претензиями, однако комментировать детали отказался. Эту оценку, сказал министр, должны дать юристы, которым предстоит внимательно изучить договор о приватизации KTE.
Суть спора
Как сообщает Verslo zinios, при приобретении в марте 2003 года 99,5% акций KTE Газпромом с компанией Kauno energija были подписаны соглашения и о купле-продаже тепловой энергии на период до 2018 года. Договор о покупке литовской компании предусматривал обязательства Газпрома инвестировать в станцию не менее 400 млн литов (около 158 млн долларов) в течение 15 лет.
Согласно этому документу, в период с 2003-го по 2008 год цена энергии не должна была значительно меняться, а в дальнейшем перерасчет прайса должен был быть проведен в соответствии с приведенной в договоре формулой.
И Газпром выполнил это соглашение: до 2008 года цена на отопление в Каунасе была одной из самых низких в Литве. Однако в октябре 2008 года литовская комиссия по ценам установила значительно более низкую стоимость на вырабатываемую KTE тепловую энергию, чем того предусматривает договорная формула. Поэтому, ссылаясь на договор, Газпром и утверждает, что у него есть право на окупаемость инвестиций, включая недополученные доходы в размере 191 млн долларов.
В письме Газпрома литовским властям также указывается, что если литовское государство и впредь будет игнорировать международные обязательства, взятые на себя в соответствии с договоренностью с Россией в отношении защиты инвестиций, Газпром будет вынужден обратиться в арбитраж по вопросу возмещения ущерба.
В самой Литве со стороны местных СМИ уже раздаются призывы к Газпрому «поиметь совесть» и «не мелочиться». Мол, негоже такой крупной компании из-за каких-то жалких пары сотен миллионов долларов еще больше ухудшать отношения между двумя странами. Что ж, пусть слова о «жалких миллионах» останутся на совести литовцев, но то, что при желании Газпром мог бы купить всю Литву с потрохами, − это факт. Для справки: по итогам 2008 года ВВП этой прибалтийской страны достиг 59,6 млрд долларов, а выручка Газпрома за тот же период составила 130,51 млрд долларов.
Суд да дело
Ситуация вокруг KTE − уже далеко не первый конфликт Газпрома с литовскими властями. Так, 26 февраля 2010 года Конституционный суд Литвы постановил, что сделка по продаже Газпрому 34% акций государственной газовой компании Lietuvos dujos, заключенная правительством Литвы в 2004 году, не противоречит основному закону страны. Ранее проверку этой сделки инициировали депутаты литовского Сейма.
Газпром вообще в последнее время довольно частый гость в международных судах. Например, в феврале этого года буровая компания Scorpion Offshore подала к монополии иск с требованием заплатить 15,9 млн долларов за бурение морской скважины на шельфе Венесуэлы.
Как отмечают в Scorpion Offshore, компания Offshore Vigilant в октябре 2009 года закончила бурение скважины для Газпрома на шельфе Венесуэлы и выставила заказчику счет в 35 млн долларов. Газпром заплатил Scorpion 19 млн долларов, а оставшиеся 15,9 млн долларов платить не стал под предлогом того, что отказался от бурения второй скважины. Кто окажется прав, станет известно летом в Париже, где произойдет разбирательство по этому делу в соответствии с венесуэльским законодательством.
Не хотят ссориться
При этом если посмотреть на географию судов Газпрома, то основной объем исков приходится на США и другие страны дальнего зарубежья, а вот государства Европы предпочитают не связываться с монополией (в этом плане недавний иск Словакии к Газпрому с требованием возмещения убытков от транзитного кризиса начала 2009 года выглядит скорее исключением, чем правилом).
«Дело в том, что многие компании попросту не хотят ссориться с Газпромом», − комментирует ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. В самом деле, большинство стран, к примеру Восточной Европы, на 30−40%, а то и вовсе на 70−80% зависят от поставок российского газа. «В этом отношении выдвигать иски был бы крайне накладно», − отмечает Абзалов.
Как закончится конфликт Газпрома и Литвы в отношении KTE, пока сказать сложно. Абзалов предполагает, что решение будет принято не раньше середины 2010 года и окажется связанным с вопросом газовых скидок, на которых настаивает Литва. Дело в том, что 1 марта литовская компания Lietuvos dujos попросила Газпром поставлять часть газа по 200 долларов за тысячу кубометров, что соответствует биржевым расценкам на газ в Германии. Сейчас Литва получает российский газ по 320 долларов за тысячу кубометров.