Экономика

16 марта 2010, 20:01

Путин дал госгарантии инвесторам платных дорог

Фото: ИТАР-ТАСС

Во вторник премьер-министр России Владимир Путин заявил о том, что правительство выделит госгарантии под строительство платной трассы Петербург − Москва, Западного скоростного диаметра в Питере и объезда города Одинцово. Инвесторы радостно потирают руки, ведь им впервые в российской истории на таком уровне дали гарантии сохранности собственных вложений. Что, в свою очередь, автоматически прекращает спекуляции вокруг будущего платных трасс и дает зеленый свет механизму дорожных концессий.

Долгожданные гарантии

Российское правительство предоставит госгарантии под проекты строительства трех платных автомобильных дорог: трассы Москва − Санкт-Петербург, обхода города Одинцово, а также Западного скоростного диаметра в Северной столице. Об этом премьер-министр Владимир Путин сообщил на встрече с главой Минтранса Игорем Левитиным.

Это постановление открывает возможность для работы государства и частного бизнеса в рамках концессионных соглашений

Соответствующее постановление правительства, пояснил премьер, открывает возможность для работы государства и частного бизнеса в рамках концессионных соглашений. «К этому постановлению прилагается приложение, в котором предусмотрен порядок финансирования трех конкретных проектов: строительство дороги Москва − Санкт-Петербург, обхода города Одинцово и скоростного диаметра в Санкт-Петербурге», − цитирует Путина «Интерфакс».

Как в свою очередь сообщил Игорь Левитин, подписанные правительством документы дают возможность концессионерам заключить с Минфином договор на предоставление государственных гарантий для размещения финансовых инструментов на рынке. При этом, по словам главы Минтранса, в этой программе смогут участвовать как российские, так и зарубежные банки.

Параллельно с выделением госгарантий Путин дал Левитину поручение следить за выполнением экологических требований при дорожном строительстве. «Прошу Вас самым внимательным образом следить за соблюдением российского законодательства при осуществлении инфраструктурных проектов, в том числе и за соблюдением экологического законодательства, − потребовал глава кабинета министров. − Все необходимые экспертизы должны быть проведены вовремя».

Грамотный выбор

По мнению отраслевых экспертов, выбор трех вышеперечисленных трасс как «пилотных» для предоставления госгарантий более чем оправдан. Ведь их, по сути, можно назвать главными дорожными проектами России.

Особенно это касается 643-километрового шоссе, которое свяжет Петербург и Москву. Согласно проекту, магистраль пройдет через район Бусиново (восточнее Ленинградского шоссе), минуя все традиционные пробки в районе старой Ленинградки. Общая длина головного участка автомагистрали составит 43 км, а его стоимость − 60 млрд рублей. В целом же на новой трассе Санкт-Петербург − Москва будет построено 32 развязки, 85 мостов и 167 путепроводов, а уже в Петербурге новая трасса сольется с дорогой на Финляндию.

В Росавтодоре считают, что игра стоит свеч – новое шоссе будет прямым, быстрым (максимально разрешенная скорость – 150 км/ч) и широким (10 полос на выезде из Москвы, 8 – из Санкт-Петербурга). Разумеется, за удовольствие проехаться по новой трассе придется заплатить – ориентировочно 3 рубля за 1 км. Само же строительство потребует приблизительно 200−240 млрд рублей инвестиций, а срок окупаемости растянется на 17 лет.

Инфраструктурные облигации могут стать вторым после прямых госрасходов источником денег на создание и коренную модернизацию российской инфраструктуры

В свою очередь, Западный скоростной диаметр свяжет Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автодорогой и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Протяженность ЗСД пропускной способностью до 140 тысяч автомобилей в сутки составит 48,9 км, из которых 55% займут эстакадные участки средней шириной 6−8 полос.

По последним подсчетам, стоимость ЗСД составит 212,7 млрд рублей, из которых 108 млрд составят вложения инвесторов, 71,2 млрд − средства инвестиционного фонда и 33,5 млрд рублей − ассигнования из бюджета Санкт-Петербурга. В связи с финансовым кризисом срок окончания строительства перенесен с 2013-го на 2014 год.

Наконец, новая трасса в объезд Одинцово представляет собой новый, длиной в 18,5 км, выход с дороги М-1 «Беларусь», связывающей Москву и Минск, на МКАД в районе транспортной развязки с улицей Молодогвардейской.

Наконец-то зеленый

Эксперты уверены, сказанные во вторник Владимиром Путиным слова о госгарантиях для инвесторов, вкладывающихся в платные дороги, означают окончательный зеленый свет этим проектам и долгожданное прекращение спекуляций на эту тему.

«В последние месяцы представители т.н. оппозиционных политических партий, а также общественных организаций, например, Виктор Похмелкин (лидер Движения автомобилистов России − прим. ред.), неоднократно заявляли о том, что строить в нашей стране платные трассы − это аморально, − говорит попросивший об анонимности сотрудник Росавтодора. − Сейчас же Путин ясно дал понять − платным дорогам быть. Так что теперь процесс их строительства должен пойти активнее. Ведь банки с большей охотой и под меньшие проценты станут кредитовать инвесторов, скажем, не под 14−15%, как сейчас, а под 9−10% годовых».

Согласен с ним и ведущий эксперт УК «Финнам менеджмент» Дмитрий Баранов. «Строительство платных дорог в России как никогда актуально именно сейчас, когда в результате кризиса у нас подешевели стройматериалы и рабочая сила, − говорит аналитик. − Возможно, что платные дороги кто-то и воспримет как покушение на права человека, но они должны быть. На самом деле, у человека появится альтернатива, что приведет к снижению ДТП на наших ужасных бесплатных дорогах».

Инвесторы скажут «спасибо»

Самим инвесторам платных дорог гарантии правительства придутся весьма кстати. Так, ООО «Северо-Западная концессионная компания» (именно оно ведет строительство скоростной автодороги Петербург − Москва) уже объявило о намерении разместить пять выпусков 20-летних облигаций на общую сумму 24,5 млрд рублей и рассчитывает, что доля господдержки покроет более трети этой суммы.

В свою очередь, консорциум ОАО «Главная дорога» (сформирован аффилированой с Газпромом управляющей компанией «Лидер») строит объезд Одинцово и намерен в 2010 году разместить облигации на сумму примерно 8 млрд рублей со сроком погашения в 2027 году.

Как надеются в компании, господдержка позволит ей получить более 43% необходимого финансирования. Что же касается ОАО «Западный скоростной диаметр», то госгарантии позволят ему привлекать облигационные займы на сумму 25 млрд рублей сроком до 20 лет.

Все необходимые экспертизы должны быть проведены вовремя

Где взять деньги?

Также во вторник, комментируя перспективы появления платных трасс, Владимир Путин сказал, что участвующий в проекте инвестор должен вложить не менее 25% от его стоимости. Много это или мало? «Полагаю, средне, − комментирует Дмитрий Баранов. − Поскольку речь идет об инфраструктурных проектах, государство большую часть расходов берет на себя. Но, тем не менее, чтобы сильно не пугать инвестора, выбрана такая цифра – 25%: не большая и не маленькая».

В свою очередь, государство даст денег на строительство платных дорог как из своего бюджета, так и путем выпуска инфраструктурных облигаций. Напомним, как сказал в конце октября прошлого года Игорь Левитин, Росавтодор намерен выпустить инфраструктурные облигации на строительство автодорог Петербург − Москва и обхода Одинцово.

Он не уточнил, каким будет объем облигаций, напомнив лишь, что государство вложит в эти проекты 39,5 млрд рублей. Также министр транспорта подчеркнул, что финансирование этих проектов должно быть предоставлено не позднее 1 июля 2010 года. «Надо быть готовым в 1-м полугодии обеспечить свои 50% финансирования, а инвесторам − свои 50%», − сообщил Игорь Левитин.

Выгодное дело

Удастся ли Игорю Левитину его замысел собрать на строительство двух магистралей без малого 40 млрд рублей? Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты полагают, что часть этой суммы Росавтодор соберет точно. «Сейчас игроки предпочитают прямые инвестиции, а инфраструктурные облигации – это они и есть», − говорит главный экономист ИК «Финам» Александр Осин.

По его словам, так как подобные бумаги отличаются доходностью на уровне 7−9% и за счет гарантий государства являются практически безрисковыми, их наверняка приобретут пенсионные фонды, ВЭБ и крупные частные банки. Могут заинтересоваться инфраструктурными облигациями Росавтодора и иностранные игроки. «Не исключено, что отбившие свои затраты за последнее время хедж-фонды захотят инвестировать часть своих средств в такие облигации», − предполагает Александр Осин.

Тем более что мировая практика показывает эффективность подобных вложений. В частности, на рынке США в 2008 году вращались облигации на постройку жилья объемом более 100 млрд долларов. Кроме того, такие бумаги размещаются в Австралии, Чили, Индии и других странах мира. «Инфраструктурные облигации могут стать вторым после прямых госрасходов источником денег на создание и коренную модернизацию российской инфраструктуры», − подытоживает начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев.

Дорожные ассигнования

Впрочем, предоставляя госгарантии под строительство платных дорог, правительство не забывает обеспечивать финансирование и общедоступных трасс. Достаточно сказать, что, по словам руководителя Федерального дорожного агентства Анатолия Чабунина, в бюджете 2010 года на дорожное строительство зарезервировано 274 млрд рублей.

В Росавтодоре надеются: этой суммы должно хватить ведомству на строительство примерно 1 тыс. км федеральных трасс, в том числе долгожданной российскими водителями федеральной магистрали Чита – Хабаровск, участка кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, а также части трасс М-5 «Урал» и М-4 «Дон».

Текст: Александр Макаренко,
Валерия Вдовенкова

Вам может быть интересно

Мишустин назвал шесть приоритетов в работе правительства на ближайшие годы
Темы дня

Как российские турбины потеснили Siemens

Впервые за долгие годы России удалось добиться независимости от Запада в производстве газовых турбин большой мощности. В правительстве это достижение назвали важной вехой, а в экспертном сообществе – принципиально важным успехом на фоне противостояния со странами НАТО. О том, какой путь пришлось пройти российским специалистам, чтобы сделать отечественную турбину, газете ВЗГЛЯД рассказал эксперт в области энергетики Александр Фролов.

Киев в День Победы проигрывает войну с исторической памятью

На Украине, вопреки фактическому запрету, граждане отмечают День Победы. Некоторые приносят цветы к сохранившимся мемориалам, кому-то удалось наблюдать за проведением парада Победы в Москве по телевизору. По мнению экспертов, эта тенденция говорит только об одном: украинцы не готовы принять идеологию Зеленского и предать историческую память о подвиге дедов и прадедов в Великой Отечественной войне.

В Китае заявили о возведении Россией сети разведывательных баз на Курилах

Гинцбург назвал причину побочных эффектов вакцины AstraZeneca

В Польше нашли могилу ставшего наемником на Украине актера

Новости

Bloomberg: Пентагон и SpaceX заблокировали использование Starlink Россией

Министерство обороны США в сотрудничестве с компанией SpaceX Илона Маска предприняло меры, чтобы не допустить использования Россией спутниковой системы Starlink в конфликте с Украиной. Об этом сообщил помощник главы космической политики Министерства обороны США Джон Пламб.

Израиль стал считать своими гражданами Пугачеву и Галкина

Израиль считает певицу Аллу Пугачеву и других уехавших российских артистов израильтянами, они успешно интегрировались, заявила посол Израиля в России Симона Гальперин.

Премьер Грузии высказался об избирательной русофобии деятелей культуры Грузии

Оппозиционные деятели культуры Грузии, поддерживающие саакашвилевское «Единое национальное движение», неискренни в своей русофобии, заявил премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе в своем письме к молодежи, протестующей против законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Матвиенко направила президенту кандидатуры на должность главы Счетной палаты

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко направила президенту Владимиру Путину трех кандидатов на должность главы Счетной палаты, в список вошли: Анатолий Артамонов, Галина Изотова и Борис Ковальчук.

Названа предварительная причина падения в Мойку автобуса с пассажирами

Водитель пассажирского автобуса, упавшего в воду с Поцелуева моста в центре Петербурга, не справился с управлением, сообщили в оперативных службах.

Президент Финляндии назвал единственный путь к миру на Украине

Единственный путь к мирному соглашению по Украине лежит через поле боя, заявил президент Финляндии Александр Стубб в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Росгвардия рассекретила документы о тактике ОУН после разгрома Гитлера

Росгвардия рассекретила архивные документы о борьбе Внутренних войск с украинскими националистами в послевоенный период.

Российские войска за пять дней нанесли 27 групповых ударов по инфраструктуре ВСУ

Вооруженными силами России нанесено 27 групповых ударов высокоточным оружием большой дальности морского и воздушного базирования по инфраструктуре ВСУ, сообщили в Министерстве обороны.

Роскачество предупредило о новом виде мошенничества в Telegram

Аферисты представляются техподдержкой и предлагают якобы отмену удаления аккаунта, также для прикрытия используют инвесторские каналы, ссылки для голосования и ботов для заработка, рассказали в Роскачестве.

Кэмерон призвал Запад «пересидеть» Путина на Украине

Глава МИД Британии Дэвид Кэмерон призвал Запад действовать жестко для «борьбы с президентом России Владимиром Путиным», сообщила газета Daily Mail.

Путин выразил надежду на поддержку Госдумой кандидатуры Мишустина на пост премьера

Президент России Владимир Путин встретился с и. о. премьер-министра Михаилом Мишустиным в Кремле и выразил надежду на то, что Госдума поддержит его кандидатуру на пост главы правительства.

Подавшего в отставку грузинского посла во Франции обвинили в «оскорблении страны»

Глава МИД Грузии Илья Дарчиашвили обвинил в «оскорблении страны» подавшего в отставку посла Грузии во Франции Гочу Джавахишвили, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Караулов: Нашу Победу предстоит защитить и добыть

Может быть, День Победы и был бы забыт, отошел бы в область глубокой истории, но ход текущей истории нам этого не позволил. Та Победа, за которую было отдано столько жизней, требует подтверждения уже от нас нынешних.

Ирина Алкснис: Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.

Андрей Полонский: А что ты делал во время этой войны?

Волонтеры сумели насытить благородный призыв «своих не бросаем» конкретным человеческим содержанием, за которым в каждом отдельном случае встают глубоко личные истории.
Вопрос дня

Что за женщина-ветеран сидела рядом с Путиным на параде Победы