Долгожданные гарантии
Российское правительство предоставит госгарантии под проекты строительства трех платных автомобильных дорог: трассы Москва − Санкт-Петербург, обхода города Одинцово, а также Западного скоростного диаметра в Северной столице. Об этом премьер-министр Владимир Путин сообщил на встрече с главой Минтранса Игорем Левитиным.
Это постановление открывает возможность для работы государства и частного бизнеса в рамках концессионных соглашений
Соответствующее постановление правительства, пояснил премьер, открывает возможность для работы государства и частного бизнеса в рамках концессионных соглашений. «К этому постановлению прилагается приложение, в котором предусмотрен порядок финансирования трех конкретных проектов: строительство дороги Москва − Санкт-Петербург, обхода города Одинцово и скоростного диаметра в Санкт-Петербурге», − цитирует Путина «Интерфакс».
Как в свою очередь сообщил Игорь Левитин, подписанные правительством документы дают возможность концессионерам заключить с Минфином договор на предоставление государственных гарантий для размещения финансовых инструментов на рынке. При этом, по словам главы Минтранса, в этой программе смогут участвовать как российские, так и зарубежные банки.
Параллельно с выделением госгарантий Путин дал Левитину поручение следить за выполнением экологических требований при дорожном строительстве. «Прошу Вас самым внимательным образом следить за соблюдением российского законодательства при осуществлении инфраструктурных проектов, в том числе и за соблюдением экологического законодательства, − потребовал глава кабинета министров. − Все необходимые экспертизы должны быть проведены вовремя».
Грамотный выбор
По мнению отраслевых экспертов, выбор трех вышеперечисленных трасс как «пилотных» для предоставления госгарантий более чем оправдан. Ведь их, по сути, можно назвать главными дорожными проектами России.
Особенно это касается 643-километрового шоссе, которое свяжет Петербург и Москву. Согласно проекту, магистраль пройдет через район Бусиново (восточнее Ленинградского шоссе), минуя все традиционные пробки в районе старой Ленинградки. Общая длина головного участка автомагистрали составит 43 км, а его стоимость − 60 млрд рублей. В целом же на новой трассе Санкт-Петербург − Москва будет построено 32 развязки, 85 мостов и 167 путепроводов, а уже в Петербурге новая трасса сольется с дорогой на Финляндию.
В Росавтодоре считают, что игра стоит свеч – новое шоссе будет прямым, быстрым (максимально разрешенная скорость – 150 км/ч) и широким (10 полос на выезде из Москвы, 8 – из Санкт-Петербурга). Разумеется, за удовольствие проехаться по новой трассе придется заплатить – ориентировочно 3 рубля за 1 км. Само же строительство потребует приблизительно 200−240 млрд рублей инвестиций, а срок окупаемости растянется на 17 лет.
Инфраструктурные облигации могут стать вторым после прямых госрасходов источником денег на создание и коренную модернизацию российской инфраструктуры
В свою очередь, Западный скоростной диаметр свяжет Большой морской порт Санкт-Петербурга и основные транспортные комплексы города с Кольцевой автодорогой и выходами в страны Балтии, Скандинавии и регионы России. Протяженность ЗСД пропускной способностью до 140 тысяч автомобилей в сутки составит 48,9 км, из которых 55% займут эстакадные участки средней шириной 6−8 полос.
По последним подсчетам, стоимость ЗСД составит 212,7 млрд рублей, из которых 108 млрд составят вложения инвесторов, 71,2 млрд − средства инвестиционного фонда и 33,5 млрд рублей − ассигнования из бюджета Санкт-Петербурга. В связи с финансовым кризисом срок окончания строительства перенесен с 2013-го на 2014 год.
Наконец, новая трасса в объезд Одинцово представляет собой новый, длиной в 18,5 км, выход с дороги М-1 «Беларусь», связывающей Москву и Минск, на МКАД в районе транспортной развязки с улицей Молодогвардейской.
Наконец-то зеленый
Эксперты уверены, сказанные во вторник Владимиром Путиным слова о госгарантиях для инвесторов, вкладывающихся в платные дороги, означают окончательный зеленый свет этим проектам и долгожданное прекращение спекуляций на эту тему.
«В последние месяцы представители т.н. оппозиционных политических партий, а также общественных организаций, например, Виктор Похмелкин (лидер Движения автомобилистов России − прим. ред.), неоднократно заявляли о том, что строить в нашей стране платные трассы − это аморально, − говорит попросивший об анонимности сотрудник Росавтодора. − Сейчас же Путин ясно дал понять − платным дорогам быть. Так что теперь процесс их строительства должен пойти активнее. Ведь банки с большей охотой и под меньшие проценты станут кредитовать инвесторов, скажем, не под 14−15%, как сейчас, а под 9−10% годовых».
Согласен с ним и ведущий эксперт УК «Финнам менеджмент» Дмитрий Баранов. «Строительство платных дорог в России как никогда актуально именно сейчас, когда в результате кризиса у нас подешевели стройматериалы и рабочая сила, − говорит аналитик. − Возможно, что платные дороги кто-то и воспримет как покушение на права человека, но они должны быть. На самом деле, у человека появится альтернатива, что приведет к снижению ДТП на наших ужасных бесплатных дорогах».
Инвесторы скажут «спасибо»
Самим инвесторам платных дорог гарантии правительства придутся весьма кстати. Так, ООО «Северо-Западная концессионная компания» (именно оно ведет строительство скоростной автодороги Петербург − Москва) уже объявило о намерении разместить пять выпусков 20-летних облигаций на общую сумму 24,5 млрд рублей и рассчитывает, что доля господдержки покроет более трети этой суммы.
В свою очередь, консорциум ОАО «Главная дорога» (сформирован аффилированой с Газпромом управляющей компанией «Лидер») строит объезд Одинцово и намерен в 2010 году разместить облигации на сумму примерно 8 млрд рублей со сроком погашения в 2027 году.
Как надеются в компании, господдержка позволит ей получить более 43% необходимого финансирования. Что же касается ОАО «Западный скоростной диаметр», то госгарантии позволят ему привлекать облигационные займы на сумму 25 млрд рублей сроком до 20 лет.
Все необходимые экспертизы должны быть проведены вовремя
Где взять деньги?
Также во вторник, комментируя перспективы появления платных трасс, Владимир Путин сказал, что участвующий в проекте инвестор должен вложить не менее 25% от его стоимости. Много это или мало? «Полагаю, средне, − комментирует Дмитрий Баранов. − Поскольку речь идет об инфраструктурных проектах, государство большую часть расходов берет на себя. Но, тем не менее, чтобы сильно не пугать инвестора, выбрана такая цифра – 25%: не большая и не маленькая».
В свою очередь, государство даст денег на строительство платных дорог как из своего бюджета, так и путем выпуска инфраструктурных облигаций. Напомним, как сказал в конце октября прошлого года Игорь Левитин, Росавтодор намерен выпустить инфраструктурные облигации на строительство автодорог Петербург − Москва и обхода Одинцово.
Он не уточнил, каким будет объем облигаций, напомнив лишь, что государство вложит в эти проекты 39,5 млрд рублей. Также министр транспорта подчеркнул, что финансирование этих проектов должно быть предоставлено не позднее 1 июля 2010 года. «Надо быть готовым в 1-м полугодии обеспечить свои 50% финансирования, а инвесторам − свои 50%», − сообщил Игорь Левитин.
Выгодное дело
Удастся ли Игорю Левитину его замысел собрать на строительство двух магистралей без малого 40 млрд рублей? Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты полагают, что часть этой суммы Росавтодор соберет точно. «Сейчас игроки предпочитают прямые инвестиции, а инфраструктурные облигации – это они и есть», − говорит главный экономист ИК «Финам» Александр Осин.
По его словам, так как подобные бумаги отличаются доходностью на уровне 7−9% и за счет гарантий государства являются практически безрисковыми, их наверняка приобретут пенсионные фонды, ВЭБ и крупные частные банки. Могут заинтересоваться инфраструктурными облигациями Росавтодора и иностранные игроки. «Не исключено, что отбившие свои затраты за последнее время хедж-фонды захотят инвестировать часть своих средств в такие облигации», − предполагает Александр Осин.
Тем более что мировая практика показывает эффективность подобных вложений. В частности, на рынке США в 2008 году вращались облигации на постройку жилья объемом более 100 млрд долларов. Кроме того, такие бумаги размещаются в Австралии, Чили, Индии и других странах мира. «Инфраструктурные облигации могут стать вторым после прямых госрасходов источником денег на создание и коренную модернизацию российской инфраструктуры», − подытоживает начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев.
Дорожные ассигнования
Впрочем, предоставляя госгарантии под строительство платных дорог, правительство не забывает обеспечивать финансирование и общедоступных трасс. Достаточно сказать, что, по словам руководителя Федерального дорожного агентства Анатолия Чабунина, в бюджете 2010 года на дорожное строительство зарезервировано 274 млрд рублей.
В Росавтодоре надеются: этой суммы должно хватить ведомству на строительство примерно 1 тыс. км федеральных трасс, в том числе долгожданной российскими водителями федеральной магистрали Чита – Хабаровск, участка кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга, а также части трасс М-5 «Урал» и М-4 «Дон».