«Есть некоторые опасения»
Президент России Дмитрий Медведев провел во вторник заседание Совета по развитию финансового рынка, на котором поручил правительству учесть интересы средств массовой информации при подготовке проекта закона об инсайдерской информации.
Главные редакторы считают, что это будет удавка на горле СМИ, что из них выпьют кровь
«Есть некоторые опасения у наблюдателей, в том числе не только у участников финансового рынка, а, казалось бы, структур, относительно далеких от финансового рынка, в частности у СМИ», − цитирует главу государства РИА «Новости».
Дмитрий Медведев сообщил, что встречался с главными редакторами, которые «очень обеспокоены законом об инсайдерской информации и считают, что это будет удавка на горле СМИ, что из них выпьют кровь, заставят отвечать за те вещи, которые они не совершали». «Я думаю, здесь есть эмоции, преувеличения. Тем не менее в этом вопросе нужно разобраться», − сказал президент и поручил министру финансов Алексею Кудрину и руководителю Федеральной службы по финансовым рынкам Владимиру Миловидову «озаботиться» этим вопросом, встретиться и послушать позицию СМИ.
Пока же чиновники прислушиваться к мнению журналистов явно не желают. В частности, по словам главы ФСФР, уголовная ответственность за использование инсайда должна вводиться сразу, без моратория. Он считает, что максимальный срок уголовного наказания должен быть таким же, как и за манипулирование рынком, − до семи лет лишения свободы. При этом глава ФСФР подчеркнул, что закон «не за СМИ и не против СМИ».
Никуда не годится
Напомним, законопроект об инсайдерской информации разрабатывался более шести лет и был внесен в Госдуму в декабре 2008 года. Он состоит из двух частей: первая рассматривает вопросы о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а вторая вносит поправки в Уголовный кодекс за неправомерное использование инсайда.
Эксперты отмечают: необходимость принятия «антиинсайдерского» законопроекта назрела давно. Ведь российский фондовый рынок считается самым зависимым от информационных утечек среди стран БРИК. Дополнительная его особенность в том, что ФСФР не имеет всей полноты власти в отличие от своих коллег в Великобритании и США.
В России даже нет четкого определения инсайдерской информации, не говоря уже о четко разработанной системе контроля за инсайдом. И вот как раз соответствующее определение, которое наличествует в законопроекте, и вызвало шквал критики со стороны СМИ. Последний определяет понятие «инсайдерская информация» как «любая информация об эмиссионных ценных бумагах и сделках с ними, а также об эмитенте этих ценных бумаг и осуществляемой им деятельности, не известная третьим лицам, раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную цену этих ценных бумаг».
Закон подводит под монастырь публичных аналитиков
«Проблема в том, что под это определение попадают прогнозы тех, кто, к примеру, комментирует движение рынка, что само по себе абсурдно, − рассказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала деловых новостей Slon.ru Леонид Бершидский. − Тюремный срок будет грозить тем, кто станет комментировать эти движения не на основании инсайда, а на основании своих расчетов, которые носят публичный характер. Это никуда не годится».
С представителями медиасообщества согласны и юристы. «Понятие манипулирования описано в законе очень широко, поэтому правоохранительные органы могут легко повернуть ситуацию в свою пользу», – считает партнер юридической компании «Юков, Хренов и Партнеры» Андрей Юков.
Требуется серьезная работа
Похоже, парламентарии и сами понимают, что с принятием законопроекта в первом чтении в его нынешнем виде они основательно перегнули палку. В частности, глава думского комитета по финансовому рынку Владислав Резник признал, что текст документа пришел из правительства «сильно сырым» и «над ним требуется серьезная работа».
Теперь радуются представители медиасообществ: с пожеланием Медведева «разобраться» в законопроекте его окончательный вариант будет гораздо более благосклонен к СМИ, а следовательно, и к читателям.
«С инсайдом обязательно нужно бороться, но не таким законом, который «подводит под монастырь» публичных аналитиков», − говорит Леонид Бершидский. По его мнению, из этого законопроекта нужно обязательно убрать те вещи, которые борются не с инсайдом, а с данными, которые помогают неспециалистам хоть в чем-то разобраться из происходящего на финансовом рынке.
«В своем нынешнем виде закон будет эффективно бороться не с инсайдом, а с публичной аналитикой, которая делается для широкого круга инвесторов», − заключает эксперт. Что ж, остается надеяться, что депутаты сделают выводы из последних слов Дмитрия Медведева: ожидается, что законопроект «Об инсайдерской информации» будет принят в первом квартале 2010 года.