Второе пришествие Fiat
В четверг российский «Соллерс» и итальянский Fiat объявили о создании глобального альянса по производству легковых автомобилей и внедорожников. Документ в присутствии премьер-министра РФ Владимира Путина подписали гендиректор «Соллерс» Вадим Швецов и главный исполнительный директор Fiat Group Серджио Маркионе.
Выиграет в этой борьбе тот, кто быстрее запустит производство
Fiat вносит в совместное предприятие интеллектуальную собственность и платформы CompactWide общей стоимостью 150 млн евро. «Соллерс», со своей стороны, вносит производственные мощности своего завода в Набережных Челнах и Заволжского моторного завода общей стоимостью также 150 млн евро.
Совместные же инвестиции партнеров в проект (включая создание производственных мощностей по выпуску автомобилей, а также инвестиции в НИОКР) составят 2,4 млрд евро. При этом речь не идет о создании в России очередного «отверточного» производства: права интеллектуальной собственности на разрабатываемую платформу и выпускаемые модели будут переданы непосредственно российскому СП.
Как сообщает «Интерфакс», мощность СП составит до 500 тыс. машин в год, из которых не менее 10% пойдут на экспорт. Машины будут строиться на платформах Fiat и американского Chrysler, 20% акций которого принадлежат итальянскому концерну. При этом уровень локализации производства составит не менее 50%, причем двигатели и коробки передач будут полностью собирать в России.
По словам Владимира Путина, государство поможет превращению СП «Соллерс» и Fiat в глобального игрока российского автомобильного рынка. В частности, как сообщил премьер, правительство РФ приняло решение проработать возможность выделения альянсу кредита на сумму 2,1 млрд евро сроком на 15 лет. «Мы намерены не только продолжить господдержку автопрома, но и подставить плечо вашему проекту (СП «Соллерс» и Fiat − прим. ред.), в том числе за счет использования средств наших крупнейших банков с госучастием», − сказал он.
Акцент на средний класс
Таким образом, вторым глобальным автомобильным альянсом, о котором уже несколько месяцев говорили в Минпромторге, стало именно СП «Соллерса» и Fiat. Первым, напомним, стал созданный год назад альянс АвтоВАЗа и французского Renault с проектной мощностью 750 тыс. машин в год.
На выпуск каких машин будут ориентироваться оба автогиганта? Как говорится в материалах СП «Соллерса» и Fiat, на предприятии будут выпускаться девять новых моделей классов С и D, а также внедорожники и кроссоверы, из которых до шести моделей на базе новой платформы Fiat-Chrysler.
Сейчас мощность предприятия составляет 75 тыс. автомобилей в год, и выпускает оно легковой автомобиль Fiat Albea, а также легкие коммерческие машины Ducato и Doblo. При этом, как уточнил гендиректор Sollers Вадим Швецов, производство в рамках СП может открыться через 2−2,5 года. Уже сейчас начинается выпуск Fiat Linea, позднее в рамках СП будет производиться Jeep на платформе Chrysler.
Что же касается альянса Renault-АвтоВАЗ, то он уже в 2012 году планирует начать производство пяти новых моделей автомобилей на платформе B0 автоконцерна Renault (на ней выпускается модель Logan). Две из них будут под брендом Lada, две − Renault и одна − Nissan. Кроме того, как сообщает агентство «Автостат», до конца 2011 года АвтоВАЗ и Renault планируют выпустить минивэн на платформе седана Renault Logan. До 2014 же года Renault-АвтоВАЗ хочет вывести на рынок девять новых и модернизированных автомобилей, средства на которые будут привлечены у российских банков – Сбербанка, Газпромбанка и ВТБ.
Кто победит
По мнению экспертов, позиция государства абсолютно правильная: только увеличивая конкуренцию, можно стимулировать качественное развитие российского автопрома. «Попытки реанимировать старые предприятия, мягко говоря, успехом не увенчались: там полный кризис и агония, − говорит председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. − Единственное, что можно сделать сегодня, − это, действительно, развивать совместное производство с иностранными компаниями, которые зарекомендовали себя качественными технологиями, устойчивыми брендами».
Правительство РФ приняло решение проработать возможность выделения кредита на сумму 2,1 млрд евро альянсу Sollers–Fiat
Кто победит в конкуренции между двумя российскими автоальянсами? «Оба будут ориентироваться на людей, которые готовы ездить на хороших, качественных авто, располагающих необходимым набором опций, − говорит аналитик ВТБ Елена Сахнова. − Оба хотят занять лидирующие позиции в сегменте легковых автомобилей среднего ценового класса стоимостью 12−15 тыс. долларов, а также легких грузовиков и микроавтобусов типа «Газель».
По мнению директора департамента оценки АКГ «развитие бизнес-систем» Максима Тищенко, перспективы у СП «Соллерса» и Fiat намного лучше, чем у АвтоВАЗа. «Учитывая кардинальные изменения на Fiat за последние пять лет и стабильную ситуацию у данного производителя, можно с уверенностью утверждать, что будущее данного СП с «Соллерсом» очень перспективное», − считает эксперт.
Кроме того, по мнению Тищенко, у СП «Соллерса» и Fiat более выгодное стратегическое положение. «В Сибири и на Дальнем Востоке продукция АвтоВАЗа традиционно практически не имеет сбыта, а перспективные модели Sollers−Fiat могут пользоваться стабильным спросом, тем более что у компании есть там производство», − уверен эксперт.
Выиграет потребитель
Не так категорична главный аналитик ИК «Велес Капитал» Марина Иркли. По ее мнению, то, что «Соллерс» претендует на лидерство в сегменте легковых автомобилей, может оказаться не совсем верной стратегией. «Дело в том, что производство подобных авто отличается высокой конкуренцией и, соответственно, меньшей рентабельностью, − говори эксперт. − Плюс это повлечет дополнительную долговую нагрузку на «Соллерс», которая уже и без того составляет 750 млн долларов».
Солидарна с коллегой и Елена Сахнова. «Учитывая то, что «Соллерс» выходит в доселе незнакомую для себя нишу легковых автомобилей со сверхжесткой конкуренцией, в будущем ее СП с Fiat займет не более 20% российского рынка», − уверена она. Впрочем, это тоже немало: по прогнозам Швецова, «Соллерс» рассчитывает, что к 2015 году объем автомобильного рынка в РФ составит не менее 3,6−3,8 млн новых автомобилей в год.
«У кого будут лучше перспективы, покажет будущее, − резюмирует Виктор Похмелкин. − Оба альянса находятся примерно в одной нише, и выиграет в этой борьбе тот, кто быстрее запустит производство. А вообще, в такой реальной конкурентной борьбе выиграет только потребитель».