Минфин России подтвердил свое намерение ликвидировать Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), возглавляемую Владимиром Миловидовым, объединив ее с Росстрахнадзором.
Риски после 2008 года существенно возросли: кризис показал, что можно потерять на коротком промежутке времени до 80–90% своего капитала
На сайте Минфина опубликован проект указа президента РФ: «Преобразовать Федеральную службу страхового надзора (ФССН, или Росстрахнадзор – прим.) в Федеральную финансовую службу, передав ей функции упраздняемой Федеральной службы по финансовым рынкам по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности)».
Руководитель отдела аналитики ИК «Риком-Траст» Олег Абелев пояснил газете ВЗГЛЯД, в чем заключается главная идея Минфина и какие функции возьмет на себя новая служба (полномочия будущей ФФС проектом указа не определяются).
ВЗГЛЯД: Олег Александрович, правильно ли мы понимаем, что речь идет об объединении ФСФР и Росстрахнадзора?
Олег Абелев: Упразднить предлагают и ФСФР, и ФССН и создать на их базе Федеральную финансовую службу. По факту процедура займет два этапа. Сначала Федеральная служба по финансовым рынкам преобразуемся путем, скажем так, передачи своих функций Федеральной службе страхового надзора, а потом эта ФССН переименовывается в Федеральную финансовую службу. Что очень важно: функции ФСФР (которая будет упразднена) по принятию правовых нормативных актов в сфере финансовых рынков будут переданы Минфину.
ВЗГЛЯД: Какие основные функции могут быть у нового финансового регулятора?
О. А.: Первое – это контроль и надзор в сфере финансовых рынков, за исключением банковской и аудиторской деятельности. Второе – контроль и надзор в сфере страхового рынка. Третье – нормативно-правовая деятельность в сфере финансовых рынков. Четвертое – это решение вопросов, связанных с регистрацией, эмиссией проспектов ценных бумаг эмитентов. И, думаю, в дальнейшем появятся и другие функции, переданные новому регулятору от каких-нибудь других служб.
ВЗГЛЯД: А для чего вообще понадобилось что-то менять? Передавать функции, ликвидировать, объединять? К чему эти сложности?
О. А.: Объясню. Если помните, недавно глава ФСФР Владимир Миловидов заявил о том, что ФСФР планирует совместно с ФССН создать механизм, подобный механизму страхования банковских вкладов, что, в общем-то, довольно давно уже работает на банковском рынке. Есть Агентство по страхованию вкладов (АСВ), есть определенное количество банков, которые являются участниками системы страхования вкладов (для этого нужно соответствовать ряду требований). И если вы являетесь владельцем вклада в таком банке (определенной суммы), а с банком что-то случилось: он обанкротился, или у него отобрали лицензию, – то из средств, которые банки периодически отчисляют АСВ, вы получите компенсацию.
То же самое планировалось сделать и с участниками финансового рынка. То есть хотели создать некий механизм, который был бы приближен к страховому механизму, только уже применялся по отношению к финансовому рынку. Допустим, тоже агентство, только не по страхованию вкладов, а по страхованию, скажем, портфелей ценных бумаг, образно говоря. Я помню, что Миловидов выступал с этим предложением и оно довольно долго муссировалось, и не могу сказать, что идея была как-то проигнорирована. Официальные лица выступали, делали какие-то заявления. Но до сих пор ничего серьезного на этот счет не высказывалось.
Думаю, что создание ФФС – это продолжение данной темы. Российский рынок довольно волатилен, и риски после 2008 года существенно возросли: кризис показал, что можно потерять на коротком промежутке времени до 80–90% своего капитала. Поэтому для того чтобы привлечь капитал на финансовый рынок, на фондовый рынок, чтобы привлечь инвесторов, необходимо разрабатывать какой-то механизм, подобный тому, который работает в банковском секторе.
ВЗГЛЯД: А это непосредственно связано с созданием нового финансового регулятора?
Руководитель отдела аналитики ИК «Риком-Траст» Олег Абелев считает, что, создавая нового финансового регулятора, Минфин в том числе пытается сократить издержки |
О. А.: Конечно. Планировалось, что Федеральная служба по страховому надзору будет сотрудничать с ФСФР на этот счет, – видите, как раз идет слияние. Я думаю, это одна из немаловажных причин.
ВЗГЛЯД: А есть и другие причины?
О. А.: Сложно сказать. Возможно, решили пойти по примеру Федеральной налоговой службы или, скажем, Федеральной миграционной службы. Когда ряд функций той или иной службы просто передавались вновь созданному более крупному ведомству. И оно уже «закольцовывало» на себе все эти цепочки деятельности. Чтобы не было больших издержек, чтобы приводить в жизнь какие-то решения.
Приведу пример. Если, скажем, раньше миграционная служба занималась исключительно оформлением, грубо говоря, миграционных документов, а, допустим, паспорта выдавали структуры МВД. Сейчас все это передали ФМС. Таким образом, немножко «освободили» МВД, сократили издержки. Поэтому, думаю, одна из причин – это еще и сокращение транзакционных издержек на получение всяких подписей, справок, договоренностей с другими ведомствами. Чтобы механизм, мною упомянутый, привести в жизнь, нужно получить одобрение со стороны Федеральной службы по страховому надзору, согласие ФСФР и так далее.
Есть и еще одна причина. Есть еще страховые компании, которые по закону имеют право часть средств, формируемых из страховых накоплений, инвестировать. Правда, далеко не во все бумаги, но, тем не менее, там есть ряд инструментов. До сих пор страховщики на этом рынке были представлены очень слабо, а уж на фондовом рынке их вообще не было. Теперь, возможно, процесс пойдет чуть получше.
ВЗГЛЯД: Между тем как раз сегодня господин Миловидов сообщил о том, что вопрос о создании «мегарегулятора» снят с повестки дня Совета по финансовым рынкам при президенте 21 декабря. Означает ли это, что Кремль уже сделал свой выбор. И выбор этот в пользу проекта Минфина?
О. А.: Да, можно и так сказать.
ВЗГЛЯД: А чем отличается «мегарегулятор» от Федеральной финансовой службы?
О. А.: Раньше была идея создать службу, государственный орган, который занимался бы и финансами, и регулированием денежной массы, и финансовыми рынками, и фондовыми рынками, и страховой деятельностью. Была такая идея, но, видимо, от нее решили отказаться. Причина, полагаю, в том, что это довольно сложно. Стандарты деятельности уж слишком разные.
ВЗГЛЯД: По крайней мере, проект Минфина более понятен...
О. А.: Ну да. Возможно, что это первый шаг к созданию «мегарегулятора». Но, честно говоря, я об этом пока не думаю. Сейчас идет речь о снижении транзакционных издержек.