Спикер парламента Словакии Рихард Сулик заявил в понедельник, что его страна должна быть готова к выходу из зоны евро и возвращению к национальной валюте, если долговой кризис продолжит распространяться по Европе, передает Associated Press.
В еврозоне нет ясных правил, а действия Европейской комиссии никак нельзя назвать ответственными
«В еврозоне нет ясных правил, а действия Европейской комиссии никак нельзя назвать ответственными», – отметил Сулик. Словакия не готова рассчитываться за долги других государств, добавил он.
По его мнению, финансовых ресурсов не хватит для того, чтобы спасти Испанию и Италию, если кризис распространится на эти страны.
«Финансовыми вливаниями можно спасти Грецию и Ирландию, возможно – Португалию. Попытки спасти Испанию – это азартная игра с евро. Об Италии вообще нечего говорить: ее долги в два раза больше, чем Греции, Ирландии, Португалии и Испании вместе взятых», – заметил Сулик, передает ИТАР-ТАСС.
В авторской статье для газеты Hospodarske Noviny политик заявил, что считает возможным выход страны из зоны евро. Он уверен, что Словакии, перешедшей на евро менее двух лет назад, необходимо подготовить «план Б» – план возвращения к словацкой кроне.
Возврат Словакии к национальной валюте «теоретически возможен» и по мнению министра финансов Ивана Миклоша. Он заявил журналистам, что «ситуация в еврозоне очень сложная, но пока угроза ее распада преждевременна».
О том, что долговой кризис в зоне евро не только далек от завершения, но и набирает обороты, говорят и опасения Банка России. Так, директор департамента операций на финансовых рынках ЦБ РФ Сергей Швецов считает, что стабильность Ирландии, Португалии, Испании и Бельгии находится под угрозой.
«Мы имеем определенные опасения относительно стабильности еврозоны из-за проблем в периферийных странах: Ирландии и Португалии, – определенные опасения есть по Испании и Бельгии. Надеемся, что ЕС и ЕЦБ смогут преодолеть последствия экономического кризиса, но мы ожидаем, что сам кризис государственных финансов будет длиться достаточно долго», – цитирует слова Кузнецова «Интерфакс».
Он отметил, что пока неочевиден механизм снижения нагрузки на бюджет еврозоны. Таким образом, евро будет оставаться под давлением. Это будет оказывать влияние на общий экономический рост и на спрос на товары российского экспорта: нефть и газ.
Несмотря на полученную Ирландией финансовую поддержку в размере 85 млрд евро, инвесторы по-прежнему опасаются, что за ней могут последовать и другие страны зоны евро. На этом фоне средняя доходность по десятилетним гособлигациям Греции, Ирландии, Португалии, Испании и Италии достигла рекордной отметки.
О том, что долговой кризис, поразивший Грецию и Ирландию, может вскоре перекинуться на Португалию и Испанию, предостерегал совсем недавно и профессор Нью-Йоркского университета, известный экономист Нуриэль Рубини.
«Ухудшение финансовой ситуации за счет эффекта распространения теперь наблюдается в Португалии, Испании, в меньшей степени даже в таких странах, как Италия, Бельгия, и других государствах еврозоны», – сказал Рубини, цитирует РИА «Новости».
Российские эксперты также считают, что повод для беспокойства о будущем зоны евро все же есть. «Европейский исследовательский институт оценивает вероятность распада еврозоны в 20%. Если официальные организации описывают вероятность развала еврозоны такими параметрами, то совершенно понятно, что резервный план должен быть. Именно о нем, резервном, а не основном, говорил Сулик», – комментирует финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Кроме того, эксперты уверены, что если бы страны не отказались от национальных валют, то им можно было бы избежать дефолта гособлигаций, девальвируя свои национальные валюты. «Та же Греция или Ирландия были бы рады девальвировать свои драхмы и фунты и избежать дефолта по гособлигациям, только вот проблема – эти страны отказались от национальных валют. И сейчас власти данных стран вынуждены идти на весьма непопулярные меры по сокращению бюджетных расходов», – комментирует аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.
«Вообще говоря, таким маленьким странам, которые на самом деле могут получить выгоду от конкурентной девальвации, следует всерьез рассматривать такой вариант, только разве что не оглашать публично этот процесс, так как это негативно сказывается на долговых рынках», – продолжил Александр Купцикевич.