С 1 января 2011 года Минск увеличит тариф на транспортировку нефтепродуктов по своей территории на 2,5%.
Российская нефть никуда не пропала, она нашла своего потребителя
«Новый тариф составит 1,64 доллара за одну тонну нефтепродуктов, перемещенных на расстояние 100 километров», – заявил РИА «Новости» представитель пресс-службы министерства экономики Белоруссии.
Сейчас, напомним, тариф составляет 1,60 доллара за транспортировку одной тонны нефтепродуктов на 100 километров. В пресс-службе пояснили, что увеличение тарифа предусмотрено постановлением Минэкономики Белоруссии от 1 ноября текущего года.
«Постановление принято в соответствии с белорусско-российским межправительственным соглашением о взаимодействии при эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов, расположенных на территории Белоруссии, от 8 июня 2004 года», – уточнил собеседник агентства.
В предыдущий раз Белоруссия повышала тариф на транзит нефтепродуктов с 1 июля 2010 года. Тогда тариф вырос сразу на 12,6%. С 1 января 2010 года он составлял 1,42 доллара за тонну нефтепродуктов, повышение составило 4,4%.
Напомним, среднегодовой объем транзита нефтепродуктов через Белоруссию составляет 9 млн тонн (транзит осуществляет российское предприятие «Запад-Транснефтепродукт»).
По мнению отраслевых аналитиков, новые транзитные расценки Россия вообще «не заметит». Гораздо ощутимее для России могло бы стать сокращение Белоруссией импорта российской нефти. По данным Национального статистического комитета Белоруссии, за девять месяцев 2010 года Белоруссия уже сократила импорт нефти из России в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – с 16,2 до 9,4 млн тонн.
Одновременно резко сократился импорт нефтепродуктов – почти в четыре раза, с 2,7 до 0,7 млн тонн, сообщает БелаПАН.
«Учитывая долю Белоруссии в общем объеме российского экспорта нефти и нефтепродуктов (около 5%), сокращение спроса со стороны братской республики не катастрофично для торгового баланса России, – рассуждает аналитик ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский. – И все же из-за снижения белорусского импорта за три квартала текущего года Россия могла бы упустить около 3 млрд долларов потенциальной выручки».
Могла бы, но не упустила. «Для России такое снижение импорта Белоруссией было ожидаемо, так как с Нового года были введены пошлины со всех объемов нефти сверх потребности внутреннего рынка Белоруссии. Поэтому те нефтяные потоки, которые не поступили в Белоруссии, ушли на другие рынки. Российская нефть никуда не пропала, она нашла своего потребителя», – поясняет аналитик ИФД «Капитал» Виталий Крюков.
Ранее в ноябре президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в 2011 году его страна намерена вдвое сократить закупки российской нефти. Остальное сырье Белоруссия закупит у Венесуэлы, которая подписала договор о поставках республике не менее 30 млн тонн нефти за три года.
В мае – сентябре 2010 года Беларусь импортировала из Венесуэлы миллион тонн нефти. Цена поставки в среднем составила 645 долларов за тонну (по данным Национального статкомитета Белоруссии). Покупать нефть у России явно выгоднее – средняя цена нефти, поставляемой из РФ, составляет 402 за 1 тонну. Однако Минску важнее продемонстрировать свою независимость от Москвы, считают эксперты.
«Что касается закупок нефти у Венесуэлы, то здесь большую роль играет политический фактор. Это диверсификация поставок нефти, и экономические интересы здесь учитывают не в первую очередь», – отмечает Крюков.