В начале ноября стало известно о том, что Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), в частности комитет по рынку труда и кадровым стратегиям РСПП, возглавляемый Михаилом Прохоровым, разработал поправки к Трудовому кодексу (ТК) России.
Сколько же можно нашим оппонентам не уважать свою страну, утверждая, что такого понятия, как «письменное согласие работника», у нас в трудовых отношениях не существует?!
Эти предложения вызвали резкую критику депутатов Госдумы, лидеров профсоюзного движения и экспертов. В какой-то момент РСПП пошел на попятную, заявив, что авторов инициатив просто неправильно поняли.
Сам же Михаил Прохоров в понедельник воспользовался своим блогом, чтобы через него рассказать, что именно он имел в виду, когда предлагал поправки к трудовому законодательству.
Бизнесмен пояснил, что предложенные изменения являются «скорее техническими, а отнюдь не революционными», те или иные нормы в каком-то виде уже присутствуют в действующем ТК.
«Наша первоочередная задача – обновить их так, чтобы они работали эффективно на благо инновационной экономики, – пишет Прохоров. – А тезисы многих теоретиков, активно включившихся в обсуждение поправок, о том, что поправки коренным образом изменят характер взаимоотношений работников и работодателей, есть не что иное, как ничем не подкрепленный марксистско-ленинский популизм в дополнение к существующему шаблону, что если бизнес предлагает инициативы, то они обязательно антинародные!»
По его словам, самая «скандальная» поправка – о 60-часовой рабочей неделе – «не стоит и выеденного яйца». Инициатива позволит по желанию работника и без оформления никому не нужных бумаг работать на полторы ставки на своем основном рабочем месте. Он уточняет, что данное предложение нацелено «прежде всего на аудиторию совместителей».
«Сколько же можно нашим оппонентам не уважать свою страну, утверждая, что такого понятия, как «письменное согласие работника», у нас в трудовых отношениях не существует?! Готов работать – предложи это работодателю, работай и зарабатывай!» – подчеркивает Прохоров, добавляя, что данное предложение просили внести сами работники.
Комментируя условия заключения срочных трудовых договоров, Прохоров заявил, что предложение РСПП заключалось в возможности определения механизма продления срочного договора в том случае, когда это необходимо.
«Прежде всего, если прежний срочный договор работника был заключен на один год, ничто не должно ограничивать работника и работодателя от заключения аналогичного соглашения или соглашения, соответствующего ожиданиям работника и работодателя. Истек срок прежнего договора – подводим итоги. Хорошо поработал – перезаключаем с повышением. Вот она, гибкость. Почему же нет-то? Так весь развитый современный мир работает!»
Возмущение бизнесмена вызывает понятие «надомник». Для многих корпораций понятие «рабочее место» становится все более условным, поясняет Прохоров. Количество «надомников» стремительно увеличивается, и совсем не обязательно, что они работают именно дома.
Крепостное право в России было основано на очень похожих принципах, каждый помещик-рабовладелец устанавливал для крестьян норму дохода, и государство в это не вмешивалось
«Людям, трудящимся без привязки к одному рабочему месту, вряд ли будет приятно узнать, что ТК их называет именно так. Адаптировать к современным условиям механизм регулирования дистанционной работы – важнейшая задача, которая особенно актуальна для молодежи и работников инновационных сфер экономики. Наш ТК не в курсе, что есть Интернет!» – возмущается миллиардер.
Последнее предлагаемое изменение, о котором Прохоров упомянул в своем блоге, касается вопроса об образовании во время работы. Сейчас работодатель оплачивает отпуска работникам, направленным на обучение, не только когда их посылает сам работодатель, но и когда работник поступает в учебное заведение самостоятельно. Прохоров считает, что это неправильно и не практикуется ни в одной стране мира.
Интересно, что бизнесмен ни слова не сказал, пожалуй, о самой главной – не технической, а именно революционно норме: дать право работодателю в одностороннем порядке менять трудовой договор, в том числе «по причинам экономического характера». По мнению ведущего консультанта по правовым вопросам Центра социально-трудовых прав Ольги Крыловой, весь этот законопроект затеян только лишь ради этой поправки.
«Это однозначно полный произвол работодателя. Это значит, что он сможет менять любое условие вашего трудового договора в любой момент. А это уже будет замечательный способ избавляться от всех сотрудников», – заявила ранее эксперт в интервью газете ВЗГЛЯД.
По мнению Крыловой, Россия забудет, что такое увольнение по сокращению штата. «Просто всем «надоевшим» работникам работодатели смогут сделать зарплату в размере МРОТ или ввести 10-часовой рабочий день в течение ближайшего месяца. Если не хотите так работать, что ж, у вас есть право уволиться по собственному желанию», – пояснила она.
Трудовой договор «по-прохоровски» должен защищать только интересы работодателя, и когда экономические условия не по вине работника ухудшатся, то именно работник должен за это отвечать своими доходами, отмечает Кира Гин-Барисявичене, управляющий партнер группы компаний «Содействие бизнес проектам».
«Крепостное право в России было основано на очень похожих принципах, каждый помещик-рабовладелец устанавливал для крестьян норму дохода, и государство в это не вмешивалось», – говорит она.
По словам эксперта, возродить «рабовладельческие» 12-часовые традиции в России – это не более чем личное понимание господином Прохоровым слов президента Дмитрия Медведева. Или его желание «просто по-другому вести свой бизнес».
«У работников, в какой бы отрасли они ни работали, это не вызовет восторгов, как и у Медведева. Законодательная инициатива Прохорова, будучи полностью реализована в России, приведет к чему угодно, но только не к инновациям», – резюмирует она.