Перспектива модернизации газо-, а также нефтетранспортной систем Украины является крайне необходимой. Об этом зашла речь на встрече президента Украины Виктора Януковича со словацким коллегой Иваном Гашпаровичем.
#{smallinfographicleft=266262}По словам Януковича, Словакия является транзитной страной и партнером Украины, с которым украинская сторона готова сотрудничать в этом направлении. «Сейчас украинские структуры получили поручение активно работать над этим вопросом», – подчеркнул президент Украины.
О том, над чем конкретно стороны намерены работать, по итогам встречи рассказал Гашпарович. Он, в частности, заявил, что Словакия готова поддержать реализацию любых проектов по модернизации газопроводов и нефтепроводов на Украине, сообщает ИТАР-ТАСС.
Янукович, в свою очередь, подчеркнул необходимость модернизации газотранспортной системы (ГТС) страны, «как с точки зрения надежности систем, так и с точки зрения роста объемов прокачки газа и нефти». «Словакия – тоже транзитная страна. Она является нашим партнером, с которым мы готовы сотрудничать в этой сфере», – сказал он.
Интерес Словакии к ГТС Украины понятен. В 2009 году Словакия, которая практически весь газ закупает в России, стала одной из наиболее пострадавших от российско-украинского газового конфликта стран.
За две недели транзитного кризиса страна недополучила около 300 млн кубометров газа на сумму в 100 млн долларов. А потому естественно, что сейчас словаки хотят заручиться поддержкой стабильного транзитера энергоносителей в Европу.
Ранее принять участие в модернизации ГТС Украины Янукович предложил Польше и Германии.
Еще в прошлом году Украина договорилась с Евросоюзом о совместной модернизации украинской ГТС. Однако никаких конкретных шагов сделано не было. В середине 2010 года Янукович напомнил о данном проекте и предложил организовать международный консорциум по модернизации и управлению украинской ГТС с участием самой Украины, а также России и ЕС.
ГТС Украины, напомним, является второй в Европе и одной из крупнейших в мире газотранспортной системой. Ее общая протяженность – 37,6 тыс. км. Пропускная способность системы на входе составляет 290 млрд кубометров в год, на выходе – 175 млрд.
Украинская газотранспортная система постепенно изнашивается, поскольку строилась в середине ХХ века. По мнению европейских экспертов, это может вызвать в будущем перебои с поставками российского топлива. А после постройки Россией газопровода «Южный поток» (цель которого – поставлять российский газ в Европу в обход Украины) это чревато для Украины потерей «живых» денег.
#{smallinfographicleft=330723}«Наше предложение было, чтобы наши российские партнеры отказались от обходного газопровода «Южный поток» в части, которая не соответствует нашим национальным интересам. Этот обходной маршрут через экономическую зону Турции оставляет нашу ГТС без работы», – открыто говорил в начале сентября министр энергетики Украины Юрий Бойко.
Сейчас на долю Украины приходятся 80% транзита российского газа в Европу. Только за 2009 год Украина получила от Газпрома около 1,5 млрд долларов за транзит своего газа. Однако из-за строительства «Южного потока» объемы транзита российского газа через территорию Украины могут сократиться на 50%.
В том числе поэтому Киеву очень важно заручиться поддержкой как можно большего числа европейских государств, причем не только моральной, но и материальной. По оценке министерства топлива и энергетики Украины, для модернизации украинской ГТС необходимо 6,5 млрд долларов.
Отчасти проблемы украинской газовой отрасти могла бы решить Россия. Весной впервые со стороны российского руководства прозвучало предложение объединить Газпром с Национальной акционерной компанией (НАК) «Нафтогаз Украины». В качестве первого шага такой сделки было предложено создать на паритетных условиях совместное предприятие, в которое с украинской стороны вошли бы добычные и транспортные активы (считай ГТС), а со стороны Газпрома – месторождения аналогичной стоимости.
Даже украинские эксперты допускают, что к ГТС Украины могла бы быть допущена Россия. Однако взамен Украина должна получить гарантированные объемы транзита, считает исполнительный директор Ассоциации политических консультантов Украины Андрей Бодров.
В среду эта тема стала предметом обсуждения на круглом столе «Кто решит проблемы газовой отрасли Украины?», организованном в Киеве российским Центром социально-политических коммуникаций.
«Первое и главное – это гарантированные объемы прокачки по нашей территории; второе – условия и гарантии модернизации ГТС; третье – тарифная политика. Мы должны понимать, что же мы получим взамен предоставления доступа к нашей системе», – сказал Бодров.
По его словам, главный аргумент в пользу дальнейших переговоров и ведения диалога об объединении активов (Газпрома и «Нафтогаза Украины» – прим. ред.) – это фактически то, что СП давным-давно существует. «Газпром – это единственный поставщик газа в нашу трубу. Наша труба фактически транзитирует все объемы российского газа в Европу», – отметил Бодров.
Между тем директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский полагает, что к вопросу модернизации украинской ГТС необходимо привлечь не только усилия Киева и Москвы, но и Брюсселя.
«Я думаю, понятно, что сотрудничество должно быть. В какой форме – еще нужно решать. Я остаюсь сторонником трехстороннего сотрудничества между Украиной, Россией и Европейским союзом», – приводит его слова «Интерфакс».