IPO в тумане
Компания «Российские железные дороги» (РЖД) намерена провести публичное размещение акций (IPO) в Гонконге. По данным «Интерфакса», такое заявление сделал агентству Bloomberg вице-президент компании Автандил Горгиладзе.
Ранее инвестпрограмма выполнялась за счет продажи дочерних компаний, например «Трансконтейнера
По словам топ-менеджера, которые приводит агентство, размещение будет зависеть от множества обстоятельств, однако оно должно произойти «в ближайшем будущем».
Впрочем, слова Горгиладзе были быстро опровергнуты пресс-службой компании. «В настоящее время у ОАО «РЖД» нет планов по проведению IPO, − говорится в ее сообщении. − Решение о возможности проведения IPO ОАО «РЖД» будет приниматься исключительно правительством России, так как государство является единственным акционером компании».
Равнение на Германию
Разговоры о том, что железнодорожная монополия может разместить часть акций на бирже, велись уже давно. В частности, в июле 2007 года глава корпорации Владимир Якунин заявил о том, что IPO ОАО «РЖД» может состояться после 2010 года.
Тогда говорилось о продаже 20% акций компании примерно за 300 млрд рублей (в ценах 2007 года – 11,76 млрд долларов). Менеджеры ОАО «РЖД» ссылались на приватизационный опыт Германии, где государство в 2006 году приняло решение приватизировать местные железные дороги (Deutsche Bahn).
Немецкая сторона была намерена продать 49% своих акций, причем 25% − через IPO, и ОАО «РЖД» хотело приобрести 5% из них. При этом само решение о приватизации вызвало острые дискуссии в Германии: противники выхода на биржу уверяли, что этот шаг повлечет сокращения и снижение качества услуг. Впрочем, все споры прекратились в 2008 году, когда из-за кризиса размещение на бирже во Франкфурте было перенесено на неопределенный срок.
Спасти инвестпрограмму
Зачем российской транспортной монополии выходить на биржу? Эксперты уверены: разговоры о возможном IPO ОАО «РЖД» связаны с финансовыми проблемами компании. «Публичное размещение акций нужно Якунину для того, чтобы получить деньги на инвестпрограмму», − полагает аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников. «Для ОАО «РЖД» размещение «на ранних стадиях» может быть оправдано: компании требуются средства для амбициозной инвестпрограммы», − соглашается с ним главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик.
Напомним, в 2010 году инвестпрограмма ОАО «РЖД» составит 271 млрд рублей. Эти деньги, в первую очередь, должны быть потрачены на развитие инфраструктуры и обновление подвижного состава. Из других источников монополии взять средства неоткуда: в 2009 году число перевезенных пассажиров упало на 12,5%, а общая выручка снизилась на 5,5% − до 1,136 трлн рублей. Кроме того, как отмечает аналитик Банка Москвы Михаил Лямин, ранее часть инвестпрограммы ОАО «РЖД» финансировало за счет продажи акций дочерних компаний, например, «Трансконтейнера», но теперь этот источник иссяк.
Другое дело, что привлечь деньги железнодорожная монополия может не только с помощью IPO. Средства на выполнение инвестпрограммы можно получить за счет контракта с крупным иностранным инвестором. «Такой альянс, например, с Deutsche Bahn, был бы позитивен с точки зрения долгосрочного развития компании и выполнения инфраструктурных проектов», − отмечает Михаил Лямин. Однако, по его мнению, сейчас, в кризисный период, многие крупные игроки рынка железнодорожных перевозок не готовы к таким вложениям, так как у них хватит собственных проблем.
Говоря о позиции государства, Лисоволик считает, что оно только выиграет от частичной приватизации ОАО «РЖД». «IPO – это такое чистилище, компания после этого становится более гибкой к вызовам рынка, более эффективной», − резюмирует эксперт.