В очередной раз рынок импортного алкоголя находится на грани коллапса, об этом говорится в открытом обращении предпринимателей. 12 крупнейших импортеров алкоголя написали письма главе правительства Владимиру Путину и руководителю Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрею Бельянинову.
Импортеры алкоголя после вступления в силу новых норм Таможенного союза сами создали себе проблемы
С 1 января вступили в силу соглашения стран – участниц Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан) о единых правилах лицензирования в сфере внешней торговли. Помимо этого, был утвержден перечень товаров, ввоз которых требует лицензии. Согласно новым требованиям, теперь нужно лицензировать ввоз или вывоз не только крепкого алкоголя, как было раньше, но и вина.
25 декабря прошлого года ФТС разослала письмо, в котором приказала таможенным постам требовать от импортеров лицензии.
«С 1 января 2010 года нормы законодательства Российской Федерации, вступающие в противоречие с положениями международных соглашений, не применяются и подлежат приведению в соответствие с международными соглашениями», – поясняется в обращении импортеров.
Компании подчеркивают, что теперь нормы, регулировавшие импорт алкоголя (и других товаров), уже не действуют, а новых норм, которые бы регулировали эти правоотношения, еще нет.
«С 11 января на основании данного письма на всех таможенных постах прекращено таможенное оформление импортной алкогольной продукции», – говорится в обращении.
Лицензии должен выдавать Минпромторг, однако ведомство оказалось к этому не готово. Импортеры считают, что первые лицензии они получат не ранее 1 февраля, а убытки от простоя составят десятки миллионов долларов.
Федеральный бюджет, предупреждают предприниматели, понесет «колоссальные потери» в сборах и пошлинах, уплачиваемых поставщиками на границе. В конечном счете пострадает и потребитель ввиду отсутствия «легального качественного импортного алкоголя в магазинах и ресторанах России».
«Совершенно неясной остается степень подготовки и проработанности данных распоряжений, а главное, их цели и задачи. Ведь в итоге проигравшими останутся все: и государство, и потребители, и отечественный бизнес», – подчеркивается в обращении.
Эксперты считают, что в феврале нас ждет повторение кризиса 2006 года, когда из-за введения ЕГАИС рынок импортного алкоголя на несколько месяцев оказался полностью «заморожен».
Импортеры просят председателя правительства РФ Владимира Путина перенести сроки вступления новых правил до июля и отменить действие письма ФТС.
Директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя Вадим Дробиз заявил газете ВЗГЛЯД, что вся ситуация выглядит по меньшей мере абсурдной. «Речь идет о ляпсусе административно-правовой системы», – подчеркнул эксперт. По его словам, введение этой нормы должно быть перенесено минимум на два месяца до 15 марта – ровно столько надо компаниям для оформления новых лицензий.
Совершенно неясной остается степень подготовки и проработанности данных распоряжений, а главное, их цели и задачи
Импорт вина и виноматериалов, по мнению Дробиза, может быть «заморожен» минимум на 1,5 месяца. По оценкам эксперта, все операторы, связанные с импортной продукцией, понесут ущерб от простоя на сумму не менее 300 млн долларов, если поставки через таможню будут возобновлены к середине февраля.
Совсем скоро будет заметно сокращение ассортимента импортной продукции в рознице (97% высококачественных вин поставляется в Россию по импорту).
Остановка импорта ударит не только по импортерам, но и по российским производителям алкоголя, считает Дробиз. «Нас ждет падение производства российского вина в январе – феврале. Мы на 70% в производстве российского вина зависим от импортного сырья», – сказал эксперт.
И это еще не все. «Заморозка» на границе обернется падением потребления вина в низких ценовых сегментах (самые дешевые вина в России производят практически исключительно из импортного виноматериала). Как следствие – вырастет потребление крепкого алкоголя, прежде всего водки.
В Минпромторге считают, что импортеры алкоголя после вступления в силу новых норм Таможенного союза сами создали себе проблемы, так как не ознакомились с соответствующими регулирующими документами.
«Сами поставщики не отследили изменения нормативно-правовой базы, хотя все документы были предельно открыты, опубликованы в «Российской газете». Проинформировать каждого участника рынка затруднительно», – заявил ранее РИА «Новости» директор департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минпромторга России Алексей Мельник.
Дробиз же считает, что Минпромторг пытается выставить импортеров в роли гоголевской «унтер-офицерской вдовы», которая сама себя и высекла.
Дело в том, что в документе о едином тарифном регулировании Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (опубликован в «Российской газете») вторым пунктом сообщается, что уполномоченные госорганы исполнительной власти участников Таможенного союза должны осуществлять выдачу лицензий на экспорт и импорт с 1 января 2010 года, а оформление этих лицензий должно быть обеспечено в срок не позднее 1 июля 2010 года.
То есть поставки лицензированными организациями никак не могли бы осуществляться с 1 января. В Минпромторге, однако, на это отвечают, что данное положение не препятствовало приему заявок от импортеров до 1 января.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД гендиректор компании «СИМПЛ» Максим Каширин, граница в настоящее время закрыта. «Оформлением лицензий по Москве занимается региональное отделение Минпромторга по Центральному району. Соответственно, туда все и побежали», – сказал он.
Заявок, по словам Каширина, очень много, а людей в подразделении министерства мало. «Естественно, с выдачей лицензий будут тормозить. Сейчас только идет прием заявок от компаний на 25, 26, 27 января. В течение 15 дней после этого будут выданы лицензии. То есть в начале февраля машины даже не смогут пересечь границу. До 1 марта массового импорта не будет», – пояснил он.
Подчитать убытки, по его словам, сейчас очень трудно. «Ситуацию может спасти отмена письма ФРС, однако лично я в это мало верю», – добавил Каширин.
Сама структура (Минпромторг) оказалась не готова к приему заявок на получение лицензий, добавляет гендиректор компании «Винтаж М» Светлана Арсенашвили.
«Дефицита алкогольной продукции, конечно, не будет. Однако надо понимать, что лицензия выдается не бесплатно, а компании – не меценаты. Так что новые нормы скажутся на стоимости алкоголя», – сказал она газете ВЗГЛЯД.
От введения лицензирования импорта алкогольной продукции проиграют все, убежден председатель совета директоров компании «Миллениум» Сергей Минаев.
«В середине февраля мы прогнозируем кризис наподобие того, который произошел в 2006 году. Сейчас я не готов оценивать возможные убытки от принятых поспешных решений, но они будут колоссальными. Проиграют все, начиная от самих импортеров и заканчивая рядовыми потребителями», – рассказал Минаев газете ВЗГЛЯД.
«Не понимаю, к чему была нужна такая спешка, – недоумевает он. – Мы предлагаем отложить введение лицензирования импорта вина и виноматериалов на 1 июля. Сейчас же получилось, что у Минпромторга просто не хватает рабочих ресурсов для выдачи лицензий».