Россия и Турция проанализируют возможность совместного строительства нефтеперерабатывающего завода на территории Турции и сбыта нефтепродуктов, говорится в проекте протокола о сотрудничестве в нефтяной сфере между Россией и Турцией. Для работы над проектом будет создана совместная рабочая группа.
Перед нами давно стоят вопросы расширения Каспийского трубопроводного консорциума
«Деятельность данной рабочей группы будет направлена также на анализ возможности строительства нефтеперерабатывающего завода и организацию совместного сбыта нефтепродуктов, в том числе и в третьих странах», – говорится в документе.
Речь идет о проекте строительства НПЗ на юге Турции у конечной точки нефтепровода Самсун – Джейхан.
В протоколе также отмечается, что стороны будут поощрять создание совместных предприятий российскими и турецкими компаниями в РФ и Турции, а также в третьих странах в части разведки и разработки месторождений углеводородов, передает «Интерфакс».
Ровно неделю назад российский премьер-министр Владимир Путин отправился с рабочим визитом в Анкару по приглашению своего коллеги – премьер-министра Турции Тайипа Эрдогана. По итогам переговоров стороны подписали ряд документов о сотрудничестве, в том числе по проекту строительства нефтепровода Самсун – Джейхан.
«Мы считаем, что этот проект заслуживает внимания, имея в виду растущий объем добычи и в России, и в Каспийском регионе», – заявил Путин по итогам переговоров.
«Перед нами давно стоят вопросы расширения Каспийского трубопроводного консорциума. Мы считаем, что проект Самсун – Джейхан вполне можно поддержать и вместе работать», – подчеркнул глава российского правительства.
Напомним, строительство трубопровода Самсун – Джейхан, по которому нефть будет доставляться из Турции на европейские рынки, началось в конце апреля этого года (строительством занимается итальянская нефтегазовая компания Eni S.p.A).
После завершения строительства пропускная способность 555-километровой магистрали достигнет 1,5 млн баррелей в сутки. Трубопровод протянется от черноморского порта Самсун до средиземноморского Джейхана и позволит транспортировать нефть в обход проливов Босфор и Дарданеллы на Черном море. Движение танкеров в проливах затруднено ограниченной пропускной способностью, а также проблемами, связанными с охраной окружающей среды.
По мнению экспертов, для Турции сотрудничество с Россией первостепенно. Однако есть у подписанных контрактов и важная политическая подоплека. Достаточно вспомнить попытки России «заманить» Турцию в «Южный поток» и тем самым несколько отстранить ее от участия в проекте Nabucco.
На прошлой неделе министр энергетики Турции Танер Йылдыз заявил, что Турция может стать партнером российского газопроводного проекта «Южный поток», но сохранит верность продвигаемому Евросоюзом Nabucco.
«Неважно, под каким проектом мы подписались, включая «Южный поток», наша приверженность Nabucco не ослабнет, потому что мы держим обещания», – подчеркнул Йылдыз.
«Представляется, что геополитики во взаимоотношениях крупнейших энергетических компаний России и Турции больше, чем экономики», – сказал ВЗГЛЯДу финансовый эксперт ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.
Накал конкурентной борьбы между проектом отечественного газопровода «Южный поток» и международного газопровода Nabucco заставляет российские власти изыскивать дополнительные аргументы и идти на уступки, в том числе допускать турецкие компании к разработке нефтяных месторождений в третьих странах.
«В первую очередь речь идет о Ближнем Востоке, Юго-Восточной Азии, где у наших компаний (ЛУКОЙЛ, Зарубежнефть) есть готовые проекты. Однако экономическая целесообразность этих проектов в эпоху невысоких цен на черное золото вызывает серьезные сомнения», – считает Вязовский.