Во вторник министерство по чрезвычайным ситуациям Белоруссии сообщило о своем решении временно запретить эксплуатацию белорусского участка нефтепродуктопровода Унеча – Вентспилс, ссылаясь на техническую неисправность трубы.
Из соображений экологии транзит нефтепродуктов было решено приостановить
«Последняя диагностика трубопровода, которую проводила немецкая компания, выявила 1 тыс. 82 дефекта. Госпромнадзор МЧС выдал предписание, что эти дефекты должны быть устранены к 17 июля 2009 года. Тем не менее устранено было только 254 дефекта. Из соображений экологии транзит нефтепродуктов было решено приостановить», – рассказал «Интерфаксу» начальник пресс-службы МЧС Белоруссии Виталий Новицкий.
Он отметил, что на этом участке нефтепродуктопровода уже происходили утечки дизельного топлива в 2007–2008 годах. В первом случае часть топлива попала в приток Западной Двины. Во втором – дизтопливо разлилось на площади 100 квадратных метров. После двух аварий министерство природы и охраны окружающей среды Белоруссии выступило с инициативой остановить эксплуатацию трубопровода.
Прокачка по трубе на белорусском участке будет возобновлена, когда российская сторона «устранит дефекты», добавил Новицкий.
Белорусский участок магистрального нефтепродуктопровода Унеча – Вентспилс эксплуатирует компания «Запад-Транснефтепродукт», входящая в состав АК «Транснефтепродукт». Российский оператор продуктопровода утверждает, что в срок выполнял согласованный с Белоруссией план ремонта трубы, а остановка прокачки стала для него неожиданностью.
Первый вице-президент Транснефтепродукта Владимир Назаров затруднился оценить срок запуска продуктопровода.
«Мы имеем план устранения и будем стоять, ремонтироваться, пока не устраним все либо пока Госпромнадзор Белоруссии не снимет свои ограничения», – цитирует Назарова Reuters.
По его словам, прокачка в Вентспилс была ограничена еще в июне, чтобы снизить давление на белорусском участке трубы. «Мы снизили давление в системе и объем прокачки на этом участке трубы примерно в два раза: с обычных 400–450 тыс. тонн (в месяц) до 200–250 тыс. тонн», – сказал он.
При этом Транснефтепродукт настаивает, что не нарушал план ремонтных работ, по которому до конца 2009 года должен был устранить лишь наиболее существенные дефекты.
«Комплексная диагностика проводилась в конце 2008 года. По результатам проверки действительно выявлено более тысячи дефектов. Но отчет Госпромнадзора Белоруссии мы получили только в июне 2009 года и в июне же согласовали с белорусской стороной план устранения дефектов на 2009 год – 150 дефектов, отнесенных к первой группе», – пояснил Назаров.
«Согласно этому плану, мы два раза в месяц по четыре дня останавливались на профилактику. Мы честно с 16 июля встали (на четыре дня), и вдруг 17 июля появилось предписание остановить прокачку. Это было неожиданно», – недоумевает Назаров.
Приостановка транзита российских нефтепродуктов удивительным образом совпала с введением запрета на ввоз в РФ белорусского мяса. Как раз во вторник Россельхознадзор сообщил, что запретил импорт мяса с Брестского и Гомельского мясокомбинатов – крупнейших из нескольких десятков белорусских предприятий мясной отрасли.
Ограничения введены в связи с выявлением «запрещенных и вредных веществ в животноводческой продукции», говорится на сайте ведомства. Представители правительства и минсельхозпрода Белоруссии отказались комментировать введение запрета, сославшись на то, что не получали официальной информации.
Все это еще раз подтверждает: Минск и Москва находятся в состоянии фактической торговой войны.
Напомним, в начале июня Роспотребнадзор запретил ввоз в Россию порядка 1,5 тыс. наименований молочной продукции из Белоруссии. В российском ведомстве заявили, что данная продукция не соответствует требованиям нового техрегламента, который вступил в силу еще в декабре прошлого года. Минск, впрочем, с такой трактовкой проблемы не соглашался. Путем долгих и сложных переговоров вопрос все-таки удалось решить. Однако отношения между Россией и Белоруссией накалились до предела.
Охлаждение отношений между Белоруссией и Россией почувствовалось после того, как Минск отказался от очередного транша кредита из России, который Москва хотела предоставить в рублях.
Это обстоятельство очень не понравилось министру финансов России Алексею Кудрину, который нелестно оценил экономику Белоруссии. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, в свою очередь, обвинил Кудрина в попытке посеять панику в Белоруссии, а также в связях с белорусскими оппозиционерами, которых он назвал «отморозками».
Претензии, которые страны предъявляли друг другу, доходили до абсурда. Россия требовала от западного соседа возврата 231 млн долларов за газ, а белорусы обвиняли РФ в контрабанде пива и бананов.