Журнал The Economist в очередной раз посчитал справедливую стоимость валют в разных странах мира. Издание руководствуется одним лишь критерием – ценой гамбургера.
По мере стабилизации ситуации тенденция на укрепление рубля к доллару может возобновиться
Если исходить из того, что один и тот же продукт должен стоить везде одинаково, то разрыв в его цене в разных странах и дает исследователям основу для оценки валюты.
Точка отсчета – цена «Биг Мака» в США (3,57 доллара). Самый дешевый «Биг Мак» продается в Гонконге – 1,72 доллара. В Китае, на Шри-Ланке и Украине сандвич чуть дороже – 1,83 доллара. По теории, взятой в основу составления индекса The Economist, валюты этих стран недооценены: в Гонконге – на 52%, в остальных странах – на 49%.
Теперь о переоцененных валютах. Самый дорогой «Биг Мак» в мире продается в Норвегии. Там он стоит 6,15 доллара. Это значит, что норвежская крона переоценена на 72%.
Сильно переоценены валюты Швейцарии (68%), Дании (55%), Швеции (38%). В еврозоне гамбургер стоит 4,62 доллара – евро переоценен примерно на 30%.
Что касается рубля, то он недооценен. В России «Биг Мак» стоит 2,04 доллара. В сравнении с ценой американского гамбургера выходит, что курс рубля занижен на 43%. Иными словами, доллар сегодня должен стоить, согласно «индексу Биг Мака», около 18,8 рубля.
Впрочем, эксперты советуют относиться к этому не слишком серьезно.
«Упрощенная система паритета покупательской способности (ППС) в данном случае дает весьма искаженные цифры, так как не учитывает множество факторов: уровень потребления в стране (платежеспособность населения), отношение граждан разных стран к заведениям фаст-фуда, ценовую политику ресторанов McDonald`s в различных регионах и так далее», – рассказал ВЗГЛЯДу главный аналитик ФГ «Калита-Финанс» Андрей Ганган.
Впрочем, теория ППС действительно может стать весьма эффективным методом оценки стоимости той или иной валюты, считает эксперт. Только в качестве основы сравнения необходимо брать корзины базовых товаров и услуг, которые потребляет подавляющая часть населения рассматриваемых стран.
«Биг Мак», по словам Гангана, не является продуктом первой необходимости, поэтому сравнение не сможет адекватно отразить реальное соотношение покупательской способности валют.
Для более корректной оценки колебаний курса, тем более в столь неспокойное для валют время, лучше сравнивать динамику с прошлого года и общее направление тренда, считает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
«Российский рубль сокращал свою недооцененность к доллару в тучные годы. Однако обвал стоимости на сырьевых площадках вынудил Центробанк прибегнуть к девальвации, пусть и плавной, что вернуло покупательную способность на несколько лет назад», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Действительно, в 2008 году рубль был недооценен на 29%, тогда как еще в 2007 году этот показатель был равен 43%, а в 2004 году и того больше – 50%.
«По мере стабилизации ситуации тенденция на укрепление рубля к доллару может возобновиться, а разрыв будет сокращаться, равно как и уровень жизни в стране – повышаться», – резюмировал Купцикевич.