О возможном альянсе Fiat и Opel одной из первых сообщила британская газета Financial Times. По данным издания, речь идет об объединении Fiat Auto (подразделение, выпускающее легковые машины) с Chrysler и европейским филиалом General Motors. Инициатором выступает глава итальянской компании Серджио Марчионне, который считается в Италии одним из успешных топ-менеджеров. Оценивая действия 56-летнего итало-канадца на посту гендиректора Fiat, часто говорят о «методе Марчионне»: он радикально омолодил руководство фирмы.
Альянс Fiat/Opel может привести к сокращению до девяти тысяч рабочих мест по всей Европе
Кооперация Fiat и Opel, по оценке Марчионне, – это «беспрецедентный шанс» для европейского автопрома. По его расчетам, Fiat/Opel будет в состоянии выпускать до семи миллионов машин в год, сделавшись мировым гигантом, сопоставимым только с Toyota. Обороты этого альянса могут достичь 80 миллиардов евро в год. «С технической и промышленной точки зрения – это брак, заключенный на небесах», – заметил топ-менеджер.
Министр экономики ФРГ Карл-Теодор Гуттенберг в интервью радиостанции Deutschlandfunk заявил, что желает найти «инвестора, выступающего за надежность в долгосрочной перспективе, и готов представить реальную концепцию, которая не ограничивается ближайшими месяцами». Министр настаивает на предоставлении «конкретных цифр».
Вице-канцлер Франк-Вальтер Штайнмайер сказал, что решение может быть принято в ближайшие недели. По его словам, возможные инвесторы еще должны уточнить свои предложения.
Сдержанная реакция на итальянское предложение немецких чиновников объясняется тем, что у них есть довольно отчетливые представления о будущем автопроизводителя.
Журнал Spiegel сообщает о существовании некоего каталога из 14 критериев, которым должен отвечать потенциальный инвестор. Главный из них – сохранение рабочих мест. Между тем, по расчетам Financial Times, альянс Fiat/Opel может привести к сокращению до девяти тысяч рабочих мест по всей Европе.
Скептически об этих планах высказался и Армин Шильд, профсоюзный лидер, входящий в состав наблюдательного совета Opel. В интервью телеканалу ZDF он напомнил, что у Fiat «хватает и своих проблем». Он предположил, что новый альянс принесет обновление лишь географическое: если прежде судьба немецкого концерна обсуждалась в Детройте, то в будущем «решения будут принимать в Турине, а не в Рюссельсхайме (штаб-квартире Opel в Германии)». Ранее профсоюзные лидеры немецкой компании говорили о разумности сотрудничества с Magna, американским поставщиком автокомплектующих.
Этот скепсис можно объяснить и печальным опытом сотрудничества с американской Chrysler немецкого гиганта Daimler. После слияния в 1998 году убытки достигли 40 миллиардов евро. В 2007 году было объявлено о «разводе». Наблюдатели не без иронии замечали, что сообщение об этом было распространено аккурат 14 февраля, в день Святого Валентина.
Сейчас Chrysler скорее мертв, чем жив. На этой неделе компания-банкрот практически полностью останавливает производство на своих заводах в Канаде и США. В апреле продажи третьей по величине американской автокомпании упали еще на 48%. Пока неясно, как скажется участие Fiat, которому с недавних пор принадлежит 20% акций Chrysler.
Независимый эксперт Фердинанд Дуденхоффер убежден, что альянс с итальянцами принесет Opel лишь дополнительные проблемы. Профессор университета Дюисбурга в интервью агентству DPA отметил, что Fiat работает в том же рыночном сегменте, что и Opel, а потому возможна нежелательная конкуренция внутри компании. Куда разумней, по словам специалиста, поиск единомышленников в России. На прошлой неделе немецкая Rheinische Post сообщала, что в покупке Opel заинтересована российская группа ГАЗ. Однако судьба этого альянса тоже весьма туманна.