Австро-канадская компания Magna договорилась о покупке немецкого автопроизводителя Opel. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на немецкий телеканал N24.
Неясно, откуда свободные деньги у Сбербанка
Впрочем, как сообщает Bloomberg, переговоры еще ведутся. По словам министра экономики ФРГ Карла Теодора Гуттенберга, которого цитирует агентство, «неясно», закончатся ли переговоры сегодня.
Magna действует в альянсе с двумя российскими структурами – Сбербанком и группой ГАЗ, которой владеет Олег Дерипаска.
Продажа Opel связана с тем, что предыдущий владелец компании – американский концерн General Motors – находится в тяжелейшем финансовом состоянии. Ожидается, что 1 июня будет объявлено о банкротстве GM. На компанию кроме Magna претендовал также Fiat.
По данным Bloomberg, итальянцы предлагали безденежную сделку – компания намерена предоставить Opel часть фабрик и другого недвижимого имущества. Также сообщалось, что Magna готова заплатить за Opel 700 млн евро.
До этого российские предприниматели проявляли интерес к разнообразным американским и западноевропейским активам, в основном в металлургическом сегменте. В 2006 году Русал и СУАЛ слились со швейцарским Glencore – так возник один из крупнейших в мире производителей этого металла «Российский алюминий». Покупки на американском рынке делала и Северсталь Алексея Мордашова.
Однако самая значительная российская сделка – попытка все той же Северстали в мае – июне 2006 года приобрести люксембургскую Arcelor – закончилась громким провалом. Несмотря на активную государственную поддержку и объявление о слиянии с россиянами, акционеры европейского металлургического гиганта все же предпочли продать компанию индийской Mittal Steel. Также не удалось Газпрому приобрести ряд газораспределительных компаний в Евросоюзе – так, компании не продали британскую Centrica.
Покупка Opel согласуется с недавним заявлением министра промышленности и торговли России Виктора Христенко, сделанным во время встречи со студентами Академии народного хозяйства. По его словам, которые цитирует «Интерфакс», «Россия не в состоянии самостоятельно построить глобальную мировую автомобильную компанию, поэтому отечественным автопроизводителям придется встраиваться в ведущие мировые концерны».
«Российские компании преследуют разные цели от этой сделки», – отмечает ведущий эксперт УК «Финам-Менеджмент» Дмитрий Баранов.
«Сбербанк выступает в роли инвестора, который через некоторое время надеется продать свой пакет с прибылью, а ГАЗ рассчитывает на определенный технологический прорыв на базе Opel», – считает эксперт.
Однако Баранов отмечает, что вопросов по этой сделке пока больше, чем ответов.
«Неясно, откуда свободные деньги у Сбербанка, неясно, как именно будет построено технологическое сотрудничество между Opel и ГАЗом», – объясняет свою точку зрения эксперт.
Если завод решит производить машины с молнией на значке на своем конвейере, то что будет с производством «Газелей» и «Соболей» и как это согласуется с концепцией о производстве этих машин и их последующей продаже на развивающиеся рынки, недоумевает Баранов. Непонятно также, задается вопросом эксперт, на какие деньги будет происходить перевооружение цехов Горьковского автозавода, ведь долги компании составляют около 45 млрд рублей.
Представители Сбербанка и ГАЗа пока не комментируют сделку.