Экономика

15 мая 2009, 18:21

США могут развалиться вслед за Британской империей

Фото: ВЗГЛЯД

Мировой кризис не в последнюю очередь возник потому, что одни страны могли потреблять больше, чем производить. Разницу покрывали импортные товары и услуги, которые можно было ввозить в страну, фактически не оплачивая. Этот обмен обеспечила современная система международной торговли, в основу которой положена знаменитая теория сравнительных преимуществ. Однако массированное развитие внешней торговли несет для крупных экономик серьезные угрозы. Первой жертвой оказалась Британская империя. Сейчас на очереди США.

В центре теории конкурентных преимуществ находится потребитель, который и принимает решение, какие товары и по какой цене ему приобретать. Все остальные экономические институты уже реагируют на это решение. Результатом конкуренции становится разделение труда в международном масштабе. Одним странам выгоднее производить одни товары, а другим – другие.

Если иностранное государство сможет снабжать нас более дешевыми товарам, значит, надо покупать его

Самый простой пример, когда южная страна, которая выращивает бананы и обменивает их на, предположим, клюкву, которая в избытке имеется в другой стране, безусловно, в северной. При такой постановке вопроса никаких вопросов относительно того, почему существует внешняя торговля, не возникает. Действительно, разве может прийти кому-то в голову мысль выращивать бананы на севере, а клюкву – на юге. Пустая трата времени и сил.

Однако на самом деле здесь мы имеем дело с очень частным случаем теории сравнительных преимуществ, а именно – с абсолютными преимуществами двух стран. Эти преимущества просто и наглядно определяются их климатическими особенностями.

Но совсем иначе теория начинает звучать, когда одна страна обменивает компьютеры на нефть из другой. Немедленно возникает вопрос: а что мешает научиться самим производить компьютеры? А нефть можно и поберечь для будущих поколений, которые смогут распорядиться ею более эффективно.

Законодательное закрепление неравенства

Явно или неявно, но на основании теории преимуществ рассуждали поколения государственных деятелей и ученых, начиная с позднего Средневековья. В результате, например, никто не удивлялся, что принятый Британским парламентом в 1651 году Навигационный акт жестко пресекал использование иностранных кораблей в доставке грузов из колоний в Британию. Этот акт бил по намного более технически совершенному на тот момент голландскому торговому флоту.

Система ограничений на перевозку была отменена в 1849 году как неэффективная. Правда, к тому времени Британия была уже империей, над которой «никогда не заходило солнце», и ее могущество обеспечивал самый совершенный и многочисленный военный флот.

В этот момент британские парламентарии и вспомнили об интересах потребителя. Например, они отменили драконовские Хлебные законы, которые облагали импортным тарифом импорт дешевой кукурузы из Америки. Карл Маркс назвал эту дату великим триумфом свободной торговли.

Хлебные законы действовали в период с 1815-го по 1846 год. Они определяли размер импортного тарифа на все ввозимые в Британскую империю зерновые культуры. На английском языке название этого этот закона – Corn Laws («кукурузные законы») – куда точнее отражает реальность. Закон предполагал мягкое снижение импортной пошлины, которое завершилось лишь к 1850 году. Таким образом, лишь в середине XIX века великая и ужасная Британская империя – мастерская мира, контролировавшая в этот момент большую часть земного шара, решилась на отмену импортной пошлины на зерновые культуры.

Вводя в 1815 году Хлебные законы, британский парламент, конечно же, не изобретал импортные пошлины. Они появились вместе с государством, но выполняли совсем иную, налоговую функцию. Пошлину было легко собирать. Именно поэтому право сбора пошлины рассматривалось как первый признак самостоятельности государства.

Но Хлебные законы не преследовали налоговые цели. Их можно считать первым актом макроэкономического регулирования. Британские парламентарии отстаивали благополучие своих аграриев, которые не могли конкурировать с продукцией, привезенной из США по бросовым ценам. Так уж сложилось, что в роли аграриев в то время выступали ленд-лорды, которые лишались, таким образом, части своих доходов, что было неприемлемым для Британии начала XIX века и вполне нормальным в середине столетия.

Как это часто бывает, в качестве потерпевшего выступал простой британский народ. Цены на зерно после введения пошлин выросли, что стало основанием для народных восстаний. После отмены законов цены на хлеб упали и уже никогда не поднимались до прежних отметок.

Каждому свое

#{best_week}В парламентских дебатах о Хлебных законах принимал участие знаменитый экономист Дэвид Риккардо, увлекшийся экономикой лишь во вполне зрелом возрасте и написавший первую профессиональную работу в 37 лет. Именно Риккардо считается автором теории о том, что каждая страна должна производить и экспортировать то, что умеет делать лучше всех и закупать все остальное.

Правда, в реальности Риккардо ничего подобного не говорил. К этой точке зрения был близок скорее Адам Смит, который задолго до Риккардо выразил в «Богатстве наций» свою мысль предельно ясно: «Если иностранное государство сможет снабжать нас более дешевыми товарам, чем это сможем сделать мы сами, значит, надо покупать его». Правда, затем он сделал оговорку о том, что «часть продукции все же должна производиться самими».

Но это не меняло сути дела. «Каждому свое» – примерно так можно сформулировать суть этой теории. Чем обусловлены абсолютные преимущества? Чаще всего указываются особенности климата, образования, трудовых навыков населения и других особых факторов производства.

Именно в такой простой постановке популярна сегодня в России теория сравнительных преимуществ. Ее любят как сторонники энергетической дипломатии (политического давления на покупателей российских ресурсов), так и критики «ресурсного проклятия», которое мешает развивать инновационную экономику. Своеобразной «точки минимума» такое применение теории к нашей стране дошло в конце прошлого века, когда во влиятельном издании Foreign affairs российская экономика была названа «виртуальной». Авторы статьи объясняли, что российская обрабатывающая промышленность в реальности просто «портит» хорошие природные ресурсы, уничтожая, таким образом, национальные конкурентные преимущества. По сути, это мнение мало чем отличалось от известного в поздний советский период анекдота, в котором японский турист советует российским гражданам сосредоточиться на производстве детей, которые получаются очень хорошими, а руками ничего не трогать.

Теоретики против практики

#{analytics}Еще к моменту отмены Хлебных законов Адам Смит и Дэвид Риккардо полностью доказали бесперспективность действий государства, призванных ограничить свободное перемещение товаров. Уже тогда стало понятно, что нельзя развивать современную экономику за счет потребителя. Свободная торговля всегда и везде способствует рациональному распределению всех имеющихся ресурсов и конкурентных преимуществ.

Проблема состояла лишь в том, что на практике эту правильную теорию не решилось использовать ни одно из реальных государств. Все они, от США и Германии до стран Юго-Восточной Азии, уже в XX веке делали ставку на стратегию развития, которая предполагала ограничение импорта и поощрение экспорта товаров и услуг.

Достигнув же определенного уровня развития, многие страны отказываются от жесткой стратегии развития и поворачиваются лицом к своему потребителю. К этому моменту национальная индустрия, как правило, уже достигает высот, на которых она может свободно конкурировать с импортом. Фактически страны начинали работать согласно теории сравнительных преимуществ, лишь став очень сильными в экономическом и политическом отношении.

Поэтому основное преимущество развитых государств сейчас заключается в возможности отказа от торгового баланса – примерного равенства импорта и экспорта товаров и услуг. В итоге большая часть торговой выручки так или иначе остается в стране-импортере в форме инвестиций. Сумев обеспечить такой экономический порядок, правительство уже может не беспокоиться о праве выбора национального потребителя.

В случае с Британской империи этот порядок носил откровенно колониальный характер. Сейчас существуют другие, более «цивилизованные» механизмы.

Смерть потребителя

Но реальной проблемой для крупной экономики была не теория абсолютных или сравнительных преимуществ. Как выяснилось, уже в XX веке при всех очевидных преимуществах массированное развитие внешней торговли (как экспорта так и импорта) несет для крупных экономик серьезные угрозы. Об этом, к сожалению, не писали ни Смит, ни Риккардо просто потому, что сама торговля (или, если использовать более широкий термин, сфера распределения) не рассматривалась тогда как самостоятельный сектор экономики.

Ситуация начала меняться уже в конце XIX века, когда первая волна глобализации породила формирование мощного торгово-финансового комплекса, деятельность которого синхронизируется не с ритмами национальной экономики, а с циклами товарной конъюнктуры.

Британия первая пала жертвой этой тенденции. Сейчас на месте бывшей мировой фабрики функционирует мировой финансовый и торговый центр. Эта волна задела и СССР. Активное вовлечение страны в мировую торговлю ресурсами в начале 70-х позволило, конечно, повысить общий уровень потребления. Но импульс внутреннего развития исчез. Зато активизировались попытки использовать рычаги газовой, нефтяной и прочих дипломатий. Одновременно в стране появилась довольно мощная прослойка людей, которые жили по законам международного мира торговли, принося в бюджет страны валюту от торговли ресурсами. Но им не нравилось, что они не имели политической власти. Поэтому их можно считать одними из тех, кто способствовал развалу СССР.

Но самой серьезной жертвой реализации конкурентных преимуществ в сфере распределения может стать и самая мощная до недавнего времени экономическая империя – США.

Как показал опыт Британской империи и показывает американский опыт наших дней, полная свобода выбора «имперского потребителя» может привести к гибели самой империи. Огромные потоки товаров и капиталов приводят к гипертрофированному развитию финансово-торговой системы. Собственно, именно она становится главным конкурентным преимуществом страны. В этот сектор в полном соответствии с теорией Риккардо устремляется наиболее квалифицированная рабочая сила. Остальные секторы утрачивают былые преимущества. В результате центр власти, а значит, и свободы потребителя может переместиться в другую страну.

Пока это место вакантно, но мы уже можем определенно сказать, что сейчас видим последний акт реализации сценария конкурентных преимуществ.

Следующий выпуск рубрики будет посвящен меркантилизму.

Текст: Алексей Тихонов

Вам может быть интересно

Атакованный ВСУ танкер Kairos терпит бедствие у берегов Болгарии
Темы дня

Дружба России и Индии вновь выдержала натиск Запада

Индия и Россия показали Западу преимущество взаимного уважения перед односторонним диктатом: в Нью-Дели завершился двухдневный визит Владимира Путина, в ходе которого он встретился с премьером страны Нарендрой Моди. Итогом саммита стало большое количество документов, затрагивающих сотрудничество как в энергетике, так и в сфере ВПК. Как прошедший визит отразится на будущих контактах России и Индии?

Как российские войска вбивают клин между Краматорском и Константиновкой

Угрозу ключевой трассе снабжения группировки противника в Константиновке удалось создать российским Вооруженным силам. Направление, долгое время выглядевшее замороженным, внезапно пришло в движение. О чем идет речь и какие угрозы это создает для всей украинской обороны на данном участке?

Опубликовано вегетарианское меню на приеме в честь Путина в Индии

Долина пообещала в полном объеме вернуть деньги за спорную квартиру

Экс-жена Иванова рассказала, как отговаривала его работать в Минобороны

Новости

Венгрия заблокировала план Еврокомиссии по займу для Киева

Венгрия на заседании послов Евросоюза заблокировала вариант финансирования Украины за счет выпуска евробондов на сумму 90 млрд евро, сообщило европейское издание Politico.

Глава Тобольска: Блогеры привлекли в город рестораторов и девелоперов

У каждого города есть своя идентичность, и этот ресурс можно эффективно использовать для привлечения инвестиций, сказал газете ВЗГЛЯД глава Тобольска Петр Вагин. Ранее в Москве стартовал форум-выставка муниципальных практик «Большие решения малой родины».

G7 и ЕС намерены запретить России перевозить нефть по морю

G7 и Евросоюз обсуждают идею заменить существующий потолок цен на российскую нефть полным запретом на перевозку нефтепродуктов морским транспортом, пишет агентство Reuters

Минцифры сообщило о постепенном отказе от смс-входа на «Госуслуги»

Министерство цифрового развития объявило о решении постепенно прекращать использование смс-кодов для подтверждения входа на портал «Госуслуги» с мобильных устройств.

Кадыров обещал ВСУ ответ за атаку беспилотника на «Грозный-Сити»

Глава Чечни Рамзан Кадыров прокомментировал атаку украинского беспилотника по комплексу «Грозный-Сити», заверив, что пострадавших нет и здание оперативно восстановят.

Вэнс опроверг слухи о разводе после появления жены без кольца

Вице-президент США Джей Ди Ванс прокомментировал появление жены Уши без обручального кольца, подчеркнув, что семейные отношения не испытывают трудностей, сообщает New York Post.

Всемирный банк назвал должников России

За 2024 год внешние долги других государств перед Россией выросли на 2,6 млрд долларов и достигли 33,1 млрд.

Очистные сооружения Иркутска построили с учетом изменившегося состава стоков

Модернизированные очистные сооружения Иркутска теперь способны отделять опасные примеси, которых не существовало в советские годы. Об этом в кулуарах награждения победителей конкурса «Лучшая муниципальная практика» заявил мэр города Руслан Болотов.

Медведев предложил США отправить подлодки к берегам Франции

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев саркастически отреагировал на критику со стороны французского президента Эммануэля Макрона в адрес США, прозвучавшую во время телеконференции европейских лидеров.

Ушаков назвал возможного автора мирного плана по Украине

Основные положения возможного мирного плана по урегулированию конфликта на Украине может создать именно предприниматель Джаред Кушнер, сообщил помощник президента России Юрий Ушаков.

Путин сфотографировался с сотрудниками гостиницы в Дели

Сотрудники гостиницы в Дели, где остановился президент России Владимир Путин, попросили его сфотографироваться.

Ставка за четыре билета на «Щелкунчика» в Большом театре достигла 800 тыс. рублей

Максимальная ставка за комплект билетов на балет «Щелкунчик», который состоится 31 декабря в Большом театре, достигла 800 тыс. рублей при начальной стоимости в 200 тыс. рублей.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов