Авиационная отрасль тяжело переживает кризис, высокие цены на топливо и падение спроса привели к сокращению перевозок.
Компании продают билеты по заниженным ценам, увеличивая при этом свои долги
В феврале авиакомпании снизили перевозки пассажиров на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В январе спад составил 19,2% – до 2,5 млн человек.
Глава Росавиации Геннадий Курзенков посетовал на нездоровую конкуренцию, которая вредит отрасли: «Авиакомпаниям приходится работать в условиях перекошенного баланса спроса и предложения. Ряд предприятий в неконтролируемой конкурентной борьбе с желанием защитить свои маршрутные сети продают билеты по заниженным ценам, увеличивая при этом свои долги», – рассказал Курзенков.
«Пора признать, что авиаперевозчики на самом деле, скорее, являются службами общественного пользования, чем коммерческими компаниями. Нездоровая конкуренция никому не идет на пользу», – сказал глава Росавиации Геннадий Курзенков на заседании в Москве, передает Reuters.
«Не умеешь вести бизнес – уйди», – добавил он.
Ситуация в отрасли пессимистичная, признал аналитик «ЦентрИнвест Групп» Андрей Рожков.
Причем проблемы испытывают как небольшие компании, так и крупные перевозчики. Глава «Аэрофлота» Валерий Окулов сказал в четверг, что в апреле можно ожидать сокращение перевозок на 18%, а в мае – на 14%. Ранее «Аэрофлот» говорил, что ожидает снижение перевозок на 20% из-за кризиса. Сейчас он, возможно, примет решение не выплачивать дивиденды, сообщил Окулов.
«Аэрофлот» – лидер на рынке, и если даже он испытывает трудности, то это не предвещает ничего хорошего отрасли, считает аналитик. По мнению Рожкова, многие небольшие игроки отрасли – региональные авиаперевозчики, осуществляющие перелеты внутри России, – будут вынуждены прекратить полеты и уйти с рынка.
Государству будет тяжело поддержать все авиакомпании, и поэтому упор будет сделан на помощь социально значимым перевозчикам, считает Рожков, приводя в пример ситуацию на Крайнем Севере. Исчезновение некоторых игроков с рынка приведет к уменьшению конкуренции, к появлению дыр в маршрутах, начать заполнять которые возможно будет лишь в следующем году, по мере ослабления последствий кризиса.
Кризис уже стер с лица земли некоторых участников рынка, в частности, резкий рост цен на топливо довел до банкротства авиаальянс AirUnion.
Идея консолидации участников авиарынка ранее активно продвигалась российскими властями: глава Ростехнологий Сергей Чемезов пытался, воспользовавшись проблемами AirUnion, объединить альянс с несколькими проблемными авиакомпаниями и составить тем самым конкуренцию «Аэрофлоту».
Однако сейчас у самих Ростехнологий возникли проблемы, и процесс слияния затормозился. В четверг «Коммерсантъ» сообщил, что объединение пока откладывается.
Судя по всему, ждать выхода из кризиса авиационной отрасли придется долго. К тому же проблемы в отрасли начались до того, как разразился мировой кризис, – авиаперевозки упали после знаменитой атаки террористов на Нью-Йорк.
По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, мировые авиакомпании потеряли в прошлом году 8 млрд долларов при прогнозе в 5 млрд. Только за четвертый квартал убытки компаний составили более 4 млрд долларов. Падение цен на нефть не помогло компаниям, поскольку большинство авиакомпаний успели купить часть топлива заранее.
В 2009 году объем пассажирских перевозок сократится еще на 3%, прогнозирует ассоциация.