«Я согласен с оценкой Улюкаева (первого зампреда ЦБ), что наиболее острая фаза кризиса достигнута, но это не значит, что достигнуто дно, это значит, что замедление будет носить более плавный характер», – сказал помощник президента.
Пока анализируем данные, которые предоставлены банками. Понятно, что мы не достигли пика невозвратов
Напомним, что в пятницу первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев в интервью радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что острая фаза экономического кризиса в России миновала. «Дно – это не ровная площадка, а вязкая среда. Мы еще в ней можем быть ближайшие год–два», – сказал Улюкаев, добавив, что всегда есть вероятность рецидива.
Но Дворкович считает, что в ситуации, когда параметры и сроки погашения основного объема долгов российских компаний неизвестны, говорить о достижении экономикой дна сложно. «Мы пока анализируем данные, которые предоставлены нам банками. Понятно, что мы не достигли пика невозвратов», – пояснил он.
Как отмечает «Интерфакс», помощник Дмитрия Медведева считает разумным говорить о достижении пика, «когда закончится процесс реструктуризации долгов». Такая конъюнктура спровоцирует «активный процесс кредитования и не только за счет политических сигналов».
Что касается просроченных долгов российских компаний, то цифра в 10% «может быть правильной, может быть и неправильной – это не очень важно». «Для преодоления имеющихся на сегодня проблем средств, выделенных федеральным бюджетом, и средств Центрального банка, выделенных на докапитализацию Сбербанка и ВТБ, пока достаточно», – заверил господин Дворкович. А урегулирование долгов зависит от поведения самих компаний, считает он. «Ничто не мешает основные переговоры о реструктуризации долгов завершить к лету», – сказал чиновник.
Стоит отметить, что Улюкаев и Дворкович – далеко не единственные чиновники, кто рассуждал в последние дни о дне кризиса. Неделю назад первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что в следующем году рост российской экономики по оптимистическому сценарию составит до 4%. Еще ранее похожий прогноз дала и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. Также первый вице-премьер признался, что, по его мнению, экономический кризис в России либо достиг дна, либо приблизился к нему.
«Мы уже внизу либо уже близки к нижней точке. У нас есть ощущение, что к концу года может быть и рост. Хуже может быть, если ухудшится ситуация на внешнем рынке», – говорил господин Шувалов.
Оптимизм чиновника возник после принятия правительством нового проекта бюджета на 2009 год и представления новой версии антикризисного плана, что, по его словам, свидетельствует о завершении этапа принятия экстренных мер.
При этом позитивная оценка антикризисных мер правительства признается и за рубежом. Недавно эксперты одного из самых авторитетных инвестиционных банков Merrill Lynch заявили о снижении своего прогноза по инфляции в России. По мнению аналитиков Bank of America Securities – Merrill Lynch, к концу 2009 года инфляция в стране может составить 9%. Раньше специалисты говорили о 10,7%.
Отметим также, что на следующей неделе президент Дмитрий Медведев посетит саммит «большой двадцатки» в Лондоне, где лидеры самых развитых экономик мира будут искать пути для выхода из финкризиса.
В субботу Аркадий Дворкович также заявил, что Москва выступает за увеличение ресурсов МВФ в увязке с обязательствами реформирования международных финансовых институтов в течение двух–трёх лет. Такая позиция наверняка окажется по вкусу международным партнерам, которые также поддерживают реформы. При этом Дворкович указал, что на дополнительное финансирование понадобится от 500 млрд до 1 трлн долларов. «Ресурсы МВФ нужны, но их предоставление должно быть увязано с реформами», – резюмировал он.