Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу сообщил, что Евросоюз потратит 3,3% ВВП в этом и следующем году для поддержания экономики и создания рабочих мест.
По словам Баррозу, Европа не может следовать за США, поскольку они находятся в разном экономическом положении. Менее регулированная американская экономика нуждается в больших вливаниях. Это заявление прозвучало как бы в ответ на решение ФРС США о вливании дополнительных 1,15 трлн долларов.
«Вы не можете все решить путем траты денег налогоплательщиков. Огромный дефицит США – это проблема, так как он стягивает ресурсы для кредитных рынков по всему миру», – сказал премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт.
Принципиально против дополнительных трат выступила канцлер Германии Ангела Меркель. По ее словам, следует дождаться эффекта от тех денег, которые уже были выделены на преодоление рецессии.
Таким образом, лидеры стран ЕС выбрали выжидательную позицию, предпочитая не действовать сейчас же, а готовиться к плохим новостям, которые могут появиться в этом году.
Баррозу сказал, что он ждет от ЕС увеличения в два раза фонда (до 50 млрд евро), предназначенного для стран блока, оказавшихся в более тяжелой ситуации. Венгрия и Латвия уже получили 9,6 млрд евро, сообщает Associated Press.
Германия выступает за установление более строгого допуска к средствам фонда, полагая, что страны начинают просить денег оттуда тогда, когда в этом нет настоящей надобности. Многие страны из Центральной Европы, присоединившиеся к ЕС только пять лет назад, пребывают в страхе, что их валюты рухнут, а мировые рейтинговые агентства снизят их рейтинг. Тогда кредиты для них станут дороже.
Но все-таки по одному вопросу страны ЕС сошлись во мнении. Речь идет о энергетическом пакете стоимостью 5 млрд евро, куда входит развитие инфраструктуры и экологические проекты. Баррозу не уточнил, какие именно инфраструктурные проекты получили утверждение. Опубликовать список предполагается в пятницу.
Краеугольным камнем на данный момент является проект Nabucco. Восточноевропейские страны во главе с Польшей и Чехией выступают за поддержку проекта. Но противовесом им служит Германия, отказывающаяся от поддержания проекта.
Пока максимум, чего удалось добиться партии на саммите в Брюсселе, поддерживающей Nabucco, это включение его в список приоритетных инфраструктурных проектов. Чехия предложила выделить на Nabucco 200 млн евро, передает ПРАЙМ-ТАСС. А стоимость проекта между тем оценивается в 8 млрд евро.