Вице-премьер Сергей Иванов и двое руководителей ведущих госкорпораций России – Анатолий Чубайс и Сергей Чемезов – рассказали в среду на «правительственном часе» в Госдуме, что они делают, чтобы вверенные им структуры и отрасли пережили кризис.
Сейчас западные банки неохотно дают деньги российским компаниям
В качестве одной из первоочередных задач Сергей Иванов назвал обеспечение и стимулирование спроса на российскую продукцию. Среди прочих звучали предложения ввести госрегулирование цен и привлекать более дешевые кредиты.
Вице-премьер пообещал, что государство не собирается сокращать гособоронзаказ, а предприятия ВПК получат дополнительно 50 млрд рублей. «Гособоронзаказ оказался в числе немногих, который не подвергся никакой существенной оптимизации или сокращению, если говорить прямо. И это сделано, конечно, в первую очередь потому, что он стимулирует работу предприятий и не только позволяет обеспечить на надежном уровне обороноспособность государства, но и сохранить рабочие места и рабочих, выпускающих сложную продукцию», – цитирует Иванова «Интерфакс».
Чтобы помочь российским производителям, правительство планирует увеличить ценовые преференции для них с 15% до 25% и ввести госрегулирование цен на вооружение.
«Считаю крайне важным законодательно закрепить понятие государственного регулирования цен на вооружение, военную и специальную технику и распространить этот механизм на всех исполнителей заказов», – сказал Иванов.
Глава корпорации нанотехнологий «Роснано» Анатолий Чубайс не мог пока похвастаться масштабными реализованными проектами и говорил в основном о далеком будущем. Так, по его словам, к 2015 году объем производства нанопродукции увеличится с сегодняшних 4–5 млрд рублей в год до 900 млрд рублей в год. Чубайс рассказал, что корпорация занимается созданием светодиодов, которые в семь раз экономичнее обычных ламп накаливания. «Всего же в Роснано поступило порядка 900 заявок, претендующих на дальнейшую реализацию в бизнес-проекты», – подытожил он. Но дополнительных денег Чубайс просить не стал, видимо, понимая, что в кризис не до нанотехнологий.
Но выступление перед депутатами главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова оказалось неожиданным. Судя по всему, он не собирается сокращать бюджет своей структуры и даже хочет занять денег за границей. «С нашими процентными ставками мы не в состоянии развивать промышленность. Сегодня максимально возможная ставка, которая хотя бы выводит рентабельность в ноль, составляет порядка 10–12%. Все остальное – это уже в минус, так как будет генерировать дальнейшие убытки», – сказал Чемезов депутатам. На Западе же, по его словам, ставки намного ниже, «в разы», и госкорпорация ведет переговоры с западными банками.
Ранее Чемезов уже попросил у российского государства имущественный взнос на 7,22 млрд долларов: денежные средства в размере 151,319 млрд рублей и госгарантии на 110,8 млрд рублей (3,05 млрд долларов). Однако теперь Чемезов решил поискать деньги за рубежом: «Скорее всего, так и будем делать, будем брать на себя и направлять средства входящим в состав Ростехнологий компаниям», – сказал глава госкорпорации. Напомним, что задолженность предприятий, входящих в госкорпорацию, за девять месяцев 2008 года составила 625 млрд рублей.
Эксперты с удивлением отнеслись к словам главы Ростехнологий. «Немного странное заявление», – комментирует высказывания Сергея Чемезова начальник аналитического отдела управляющей компании «Капиталъ» Сергей Карыхалин. Сейчас западные банки вообще неохотно дают деньги российским компаниям, а если дают, то под какие-либо залоги, и непонятно, что госкорпорация может предложить взамен.
Аналитик компании «Метрополь» Михаил Пак считает, что с большей вероятностью компания сможет привлечь кредит в Азии – в Китае или Индии, с которыми Россия находится в тесном сотрудничестве. Вместе с тем госкорпорация сможет надеяться и на гособоронзаказ: премьер-министр Владимир Путин пообещал ранее бесперебойное финансирование оборонно-промышленных предприятий, а объем гособоронзаказа до 2011 года должен составить 4 трлн рублей.
Для того чтобы государство помогло оборонке, Чемезов решил немного попугать депутатов и посетовал, что «около 30% предприятий ВПК имеют признаки банкротства». Правда, эксперты считают, что ситуация в оборонке может быть еще хуже, чем говорит о ней Чемезов. «30% – оптимистичная оценка, – говорит Михаил Пак. – Минимум половина предприятий, занятых в ВПК, находятся на грани банкротства и испытывают трудности с рефинансированием задолженностей».
Кризис может внести коррективы и в саму концепцию госкорпорации. Напомним, что именно Чемезов до кризиса активно продвигал эту концепцию – он предлагал создать госкорпорации практически на всех рынках, вплоть до лекарственных. Видимо, именно поэтому он сейчас ведет себя наиболее активно, пытаясь спасти не только свои Ростехнологии, но и саму идею. Может измениться и отношение государства к госкорпорациям. Например, сейчас власти начинают отбирать у них деньги – 164 млрд рублей от госкорпорации «Роснано» и Фонда ЖКХ будут в срочном порядке возвращены в бюджет.
«Государство пересматривает бюджетные расходы, и это не может не сказаться на структуре госкорпораций. Идея взять под контроль несколько предприятий и превратиться в промышленного гиганта работала и была оправдана на растущем рынке, сейчас денег на развитие может не хватить, и уже через полгода – год может появиться новая структура взамен старой», – говорит Карыхалин.
Вместе с тем некоторые эксперты считают, что государство и дальше будет вынуждено поддерживать госкорпорации. Эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов объясняет это тем, что многие предприятия, входящие в Ростехнологии, имеют социальную и экономическую значимость, и государство не захочет допустить волнений.