− Антонина Викторовна, почему ваша ассоциация выбрала именно Тольятти для создания «детского» технопарка?
А между тем в мире художники считают за честь сделать эскиз туфельки для куклы Барби. Чем Россия хуже?
− Когда мы разрабатывали стратегию развития отрасли игрушек, мы взаимодействовали с Минпромторгом. Обсуждался, в частности, вопрос кластерной политики. Нам сказали: в период кризиса государственная поддержка по развитию таких проектов будет направлена, в основном, на моногорода. Мы посмотрели этот список, увидели, что одна из крупных наших отраслевых компаний находится в Тольятти. Мы спросили – хотите? Они сказали – хотим.
− Были еще какие-то варианты?
− Мы рассматривали Красноярск, но остановились все-таки на Тольятти.
− И какие же преимущества вы увидели у некогда главного автомобильного города России?
− Во-первых, географическое расположение и близость к источникам различного сырья. Ведь производство автокомпонентов похоже на производство игрушки – там нужно много разных материалов. Это и ткань, и металлы, и дерево... Во-вторых же, Тольятти привлек нас как место, где за последние десятилетия наработан инженерный и конструкторский потенциал. По моему мнению, этот потенциал – главный ресурс региона.
− Как именно будет происходить переквалификация работников АвтоВАЗа с производства автомобилей на выпуск игрушек?
− Процедура будет стандартной, как и на любом производстве. Набираются люди, которых обучают работать на конкретном участке. Я, правда, считаю, что вазовских рабочих переобучать особенно не надо.
Президент Ассоциации игрушечников Антонина Цицулина |
− Но к качеству их работы есть множество претензий... Может, и игрушки у экс-вазовцев будут получаться такими же, как машины?
− У нас, на мой вкус, необоснованно ставится большой знак равенства между АвтоВАЗом и Тольятти в целом. В городе, например, много людей, которые работали на оборонку. Но действительно, кадры – это самая большая проблема. Но эта проблема − особенно с технологами − есть везде! Хорошие технологи сейчас на вес золота. И пока мы не модернизируем наше высшее и профессиональное образование, она будет возникать всюду, где бы ни открывали производство.
Впрочем, хочу сказать, что если экс-рабочие АвтоВАЗа после переквалификации будут плохо работать, мы их держать не будем. Еще одна проблема: в России слишком несерьезно относятся к теме производства игрушек. Все издеваются, и мы очень боимся, что нам могут не разрешить открыть технопарк в Тольятти. Именно потому, что у всех это вызывает смех – делали большие машины, а теперь делают маленькие машинки. И общее отношение к проекту несерьезное. А между тем в мире художники считают за честь сделать эскиз туфельки для куклы Барби. Чем Россия хуже?
− Но, может быть, подобное несерьезное отношение вызвано как раз низким качеством работы АвтоВАЗа...
− Мы не будем ничего просить у завода – ни помещений, ничего. Мы сказали: если вы дадите нам землю и подведете коммуникации, то мы принесем туда свои деньги и откроем свое производство. Нам все равно будет, где эти люди работали раньше: на ВАЗе, в оборонке или в рыбном магазине.
− Станете ли вы выпускать игрушечные машины АвтоВАЗа?
− У нас в Петербурге находится большой завод по производству транспортной игрушки, и пока второй завод такого профиля открывать преждевременно. Что касается конкретно игрушечных моделей АвтоВАЗа, они все выпускаются в Китае. В России их выпуск стоит почти в десять раз дороже, себестоимость производства несопоставима. Единственный вариант – выпуск в режиме свободной экономической зоны. Нам нужно 40% преференций, чтобы конкурировать с Китаем на этом поле.
− Какие игрушки будут выпускать экс-рабочие АвтоВАЗа?
− Нужно выпускать конкурентоспособную продукцию: крупногабаритные вещи для новорожденных – коляски, стульчики, столики. Акцент будем делать на большие товары для детей до трех лет жизни. Станем развивать и направление спорта и здорового образа жизни. То есть, например, будут производиться велосипеды − от трехколесных до двухколесных. Большую часть производства составят изделия для школы – предметно-развивающие комплексы; например, мультимедийные доски, изделия для коллективной игры. Причем контент для мультимедиа будет делаться тут же, в технопарке «Жигулевская долина».
− Какова степень вашей координации с этим проектом?
− Будущие разработчики контента – члены нашей ассоциации. Они, я думаю, запустятся быстрее. Нам надо строиться, а им местные органы власти подберут здание. Сейчас мы ждем того, будет ли на внеконкурсной основе подписано решение о свободной экономической зоне. Ведь это породит общий рост семейной инфрастуктуры. У нас большой процент женского предпринимательства, мамы после рождения ребенка начинают делать то, чего им не хватало. Потом вокруг заводов вырастут магазины, досуговые центры.