Непристойное поведение
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала ЛУКОЙЛ на 6,545 млрд рублей за завышение цен на топливо в начале 2009 года. Об этом, как сообщает РИА «Новости», сказала официальный представитель ведомства Ирина Кашунина.
Мы в принципе не согласны с этим решением, а сумма – это второй вопрос
Как передает агентство, представители ФАС также были недовольны тем, что ЛУКОЙЛ не сотрудничал с ведомством. «Они не предоставляют нам информацию, блокируют расследование, так не надо делать, штраф они получат большой за это», – цитирует агентство главу ФАС Игоря Артемьева.
Эксперты по штрафам
Как сообщили газете ВЗГЛЯД в пресс-службе ЛУКОЙЛа, компания оспорит штраф ФАС в суде. «Мы в принципе не согласны с этим решением, а сумма – это второй вопрос», – отметили в пресс-службе.
Напомним, на прошлой неделе борцы с монополизмом уже оштрафовали поставщиков бензина – компанию «Роснефть» – на 5,28 млрд рублей. Первая же волна борьбы за рынок нефтепродуктов прокатилась осенью 2008 года. Тогда ФАС оштрафовала четырех крупных игроков – «Газпром нефть», ТНК-ВР, «Роснефть» и ЛУКОЙЛ – за установление монопольно высоких цен на топливо. В феврале 2009 года первые две компании получили штрафы в размере 4,2 и 4,7 млрд рублей соответственно.
Бороться и искать
Опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты полагают, что из-за нечеткостей законодательства шансы у ЛУКОЙЛа одержать верх над ФАС есть. В частности, по мнению старшего аналитика ИК «Велес-Капитал» Дмитрия Лютягина, сейчас в российских законах нечетко прописаны такие категории, как «монопольность» и «справедливая цена», поэтому юристы компании могут оспаривать решение ведомства.
К тому же, добавляет Лютягин, методика ФАС неясна: игроки рынка определяют цену по биржевым торгам в Европе за вычетом пошлины и транспортных издержек, в то время как принцип подсчета антимонопольного ведомства не раскрывается.
Как бы то ни было, шансы у компании Вагита Алекперова неплохие. Однажды ТНК-ВР уже удалось отспорить в суде у ФАС 1,1 млрд рублей (правда, в службе сдаваться не намерены и обратились в Верховный арбитражный суд).
Все на биржу
Возможна ли ситуация, при которой постоянные конфликты между ФАС и крупнейшими нефтяными компаниями страны прекратятся? Один из активно обсуждаемых шагов – это законодательное отделение компаний – производителей нефти от розничных торговцев. Однако, по мнению экспертов, подобное решение может привести к падению качества бензина в баках россиян, когда АЗС того же ЛУКОЙЛа или ТНК-ВР заменят станции неизвестных «Нефтеналивов».
Как считают отраслевые аналитики, в корне решить проблему может только создание биржи нефтепродуктов. «Борьба между ФАС и компаниями продлится до тех пор, пока не будут устранены недостатки в законодательстве и не будет организована собственная биржевая торговля нефтепродуктами», – убежден Лютягин.
«Нынешняя система распределения нефтеперерабатывающих заводов по России ориентировалась не на рынок, поэтому только биржа сможет выровнять соотношение цен по стране», – вторит ему аналитик ИК «Солид» Денис Борисов. По его мнению, биржа должна стать тем рыночным механизмом, который покажет истинную стоимость топлива в России.