Второй по величине частный немецкий банк отныне на четверть принадлежит государству. Накануне стало известно о покупке немецким правительством 25 процентов акций Commerzbank. Эта доля ценных бумаг обошлась в 1,8 млрд евро. Однако реальная цена куда выше.
Эта сделка стала потрясением для всего немецкого финансового хозяйства. Захватывает дух от того, что альтернативы ей не нашлось
Положение Commerzbank заметно пошатнулось после поглощения Dresdner Bank, за который осенью прошлого года было заплачено более 5 млрд евро. Эта покупка оказалась возможна благодаря инъекции из госказны (к слову, из государственного фонда помощи банковскому сектору Commerzbank в ноябре получил более 8 млрд евро).
В ближайшее время в состав наблюдательного совета банка будут введены два представителя министерства финансов. О необходимости государственного вмешательства в частный банковский сектор заявили и власти в Берлине, и руководство финансового института.
Так, министр экономики ФРГ Михаэль Глос заявил в интервью газете Handelsblatt, что эта покупка «не должна оказаться убыточным бизнесом». По планам правительства позднее государственная доля должна быть с прибылью продана. Впрочем, как подчеркивает минэкономики, нынешний шаг означает, прежде всего, «признание нашей ответственности за одного из крупнейших игроков на финансовом рынке».
Приветствуют это решение и экономисты. Вольфганг Герке на страницах газеты Münchner Merkur заявил, что эта сделка отвечает общественным интересам. «В этом случае конкуренция между банками в Германии сохранится», – заверил баварский профессор.
В свою очередь профессор франкфуртского университета Мартин Фауст сказал газете Berliner Zeitung, что также считает решение властей необходимым, однако убежден, что «для Германии это должно остаться единичным случаем». По его мнению, не позднее чем через два года государственная доля акций должна быть продана.
Между тем экстренные меры вызвали новый обвал акций Commerzbank на бирже. В пятницу они подешевели еще на 13%.
Немецкая пресса, в целом признавая необходимость государственного вмешательства в дела банка, оспаривает степень этой заботы. «Если бы Commerzbank, будучи вторым по величине частным немецким банком, обанкротился, то это имело бы опустошительные последствия для всей немецкой финансовой системы, – комментирует в пятницу газета Sächsische Zeitung. – Но планы правительства по созданию дополнительной защиты для банка – это уже слишком. Государство не имеет права спасать любую терпящую бедствие фирму за счет налогоплательщиков. Этому когда-то должен наступить конец, если государство не собирается стать должником за счет будущих поколений. В конце концов, социальная рыночная экономика не означает, что частные фирмы кладут прибыли себе в карман, а риски спихивают на государство и налогоплательщиков».
«Эта сделка стала потрясением для всего немецкого финансового хозяйства, – пишет в пятницу Financial Times Deutschland. – Захватывает дух от того, что альтернативы ей не нашлось. Она будет вписана в финансовую историю, и можно предвидеть, что для политики эта история станет бесконечным кошмаром. Похоже, без вмешательства государства и Commerzbank, и Dresdner Bank оказались бы на грани закрытия, поскольку их собственные капиталы угрожающе срослись. Свежие деньги государства позволят теперь довести до конца нынешнее поглощение и стабилизировать новый крупный институт. Однако скандально то, что эта ситуация вообще оказалась возможна. С финансовой точки зрения план приема с самого начала был сшит по самому краю, и без государственной помощи гусарское выступление Мартина Блессинга – шефа Commerzbank – давно бы завершилось. Но Блессинг холодно рассчитывал на экстренного помощника, то есть на государство, да и политики хотели этого буквально любой ценой».
«Что за кошмарная новость! – эмоционально отзывается газета Bild. – Второй по размерам немецкий банк, видимо, оказался в столь удручающем положении, что правительство могло спасти его лишь с помощью частичной национализации. Горькая пилюля: только вмешательство государства спасло банк от разорения, которое могло иметь самые разрушительные последствия и для Германии, и для Европы. Стоит помнить, как драматично ухудшился финансовый кризис после банкротства Lehman Brothers. И опять налогоплательщики должны искупаться в том, что приготовили банковские менеджеры. Commerzbank, купив Dresdner Bank, переоценил свои силы. В бухгалтерских книгах Dresdner Bank были гнилые бумаги на миллиарды. То, что эта сделка должна теперь спасаться за счет налоговых средств, – настоящий скандал! Теперь очевидно, что финансовый кризис еще не поднялся во весь рост и принимает все более устрашающие размеры».