Есть мнение, что показатели платежного баланса России в январе будут сбалансированы вблизи текущих котировок евро и доллара к рублю. В понедельник падение рубля относительно этих валют продолжилось. Курс доллара чуть-чуть не дотянул до 33 рублей, а курс евро превысил 43,5 рубля.
Получаемые банками средства не только не доходят до реального сектора, но и ухудшают экономическую ситуацию
Однако, как считает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич, данные цифры будут «работать» только в январе: дальнейшее ослабление рубля в ближайшие месяцы исключать нельзя.
Если равняться на нефтяные цены, то доллар в России должен стоить гораздо дороже.
«Я продолжаю придерживаться мысли, что курс доллара, наиболее адекватный сегодняшнему курсу нефти (вблизи 40 долларов за баррель), составляет порядка 37–40 рублей», – сказал Купцикевич газете ВЗГЛЯД.
По мнению эксперта, с течением времени он может расти, так как при текущей цене на черное золото бюджет будет оставаться дефицитным. Именно к отметке в 40 рублей за доллар и тянут спекулянты национальную валюту, отбирая у ЦБ по 7–8 млрд долларов в день.
Главный экономист ФК «Открытие» Данила Левченко полагает, что курс рубля лишь в определенной степени зависит от нефтяных цен. «Жестко привязывать курс к цене и говорить, что при цене нефти x долларов за баррель курс должен быть y рублей за доллар, я бы не стал», – сказал он газете ВЗГЛЯД. От разговоров о некой «реальной» цене рубля при текущих нефтяных ценах экономист решил воздержаться.
«В конце концов, последняя атака на рубль и последующая и продолжающаяся девальвация связана, прежде всего, не с ценой на нефть и состоянием торгового баланса, а с бегством капитала», – подчеркнул Левченко, добавив, что «реальная цена» – это та цена, по которой товар (рубль в нашем случае) продается на рынке.
#{help=248052}Правда, здесь нужно учитывать маленькую особенность. Курс рубля у нас по сути не рыночный, а регулируемый. Несмотря на то, что Банк России изо дня в день расширяет границы коридора колебаний бивалютной корзины, в определенной степени он сдерживает ослабление национальной валюты. Если бы ЦБ действительно опустил рубль в свободный полет, мы увидели бы совершенно иные валютные котировки.
Тем не менее, разговоры о скором достижении «справедливой» стоимости рубля и, соответственно, о прекращении стремительного падения курса лишь усиливаются.
«Но определить эту справедливую цену не так легко, и для каждого она своя, а разогнавшийся «спекулятивный локомотив» валютного рынка легко может проскочить эту точку равновесия», – пояснил ВЗГЛЯДу аналитик «Калиты-Финанс» Андрей Ганган.
«Многие эксперты сходятся во мнении, что при нынешней цене на главный отечественный продукт в 40–50 долларов за баррель справедливая цена российской денежной единицы составляет порядка 36–37,5 рубля за доллар. Примерно этот же уровень соответствует паритету покупательской способности, то есть именно на эту сумму можно купить такое же количество определенных товаров, какое и за 1 американский доллар. Но говорить о том, что, как только курс достигнет подобных значений, падение сразу же остановится, не стоит», – рассказал эксперт.
Своей политикой «плавной» девальвации ЦБ создал райские условия участникам валютного рынка. По словам Гангана, играя против роста отечественной валюты, «инвесторы» получают впечатляющую доходность при минимальных рисках.
В итоге получается, что коммерческие банки, кредитуясь у ЦБ, тут же выступают контрагентами регулятора на валютных торгах (якобы через своих клиентов, а иногда просто в открытую), заставляя Центробанк либо продавать валютные резервы, поддерживая курс в рамках установленного коридора, либо под давлением «рублевых продавцов» в очередной раз уступить, позволив стоимости рубля снизиться.
«Таким образом, получаемые банками средства не только не доходят до реального сектора, что способствовало бы оздоровлению экономики, но и ухудшают экономическую ситуацию: приводят к сокращению международных резервов страны», – отметил Ганган.
Такой расклад на валютном рынке привел к резкому росту числа участников, желающих сорвать спекулятивную прибыль на разнице курсов, добавил эксперт.
Логика понятна: зачем вкладывать в акции и в другие виды активов на фоне общей неопределенности и отсутствия какого-либо среднесрочного тренда, да еще и ждать неизвестно сколько, когда есть почти стопроцентная уверенность в том, что курс рубля упадет, – такова уж политика ЦБ.
Поэтому ждать, что вся эта армия валютных спекулянтов (чья доходность за последний месяц достигала 30%) сразу же прекратит манипуляции и действия, как только цена достигнет некоего справедливого уровня, наивно, уверен аналитик.
По его мнению, здесь необходимы серьезные меры со стороны Центробанка. Впрочем, они уже применяются: резко сокращается объем предоставляемой рублевой ликвидности (суммарный объем беззалоговых аукционов ЦБ на этой неделе составит всего 80 млрд рублей), что ограничит ресурсы банков для валютных операций.
«В перспективе по достижению того самого равновесного состояния, прогнозируемого регулятором, возможна краткосрочная фиксация курса на данных отметках, это позволило бы вытеснить частных спекулянтов с рынка», – резюмировал Ганган.
В любом случае нам предстоит увидеть новые исторические максимумы, которые будут обновлять и доллар, и евро.