Во всём мире сейчас наблюдается стремительный рост цен на сталь. Азиатские Nippon Steel и JFE Holdings, вторая и третья сталелитейная компания по величине в мире соответственно, повысили оптовые цены на прокат на рекордный 31%.
В среднем, в зависимости от сложности производства, себестоимость производства стали выросла на 15–20%
Ранее о повышении сообщила крупнейшая в мире сталелитейная компания Arcelor Mittal, а также южно-корейская Posco. В связи с этим азиатские автомобильные компании, обеспокоенные ростом цен, уже высказались о росте себестоимости машин.
Так, крупнейший южнокорейский производитель Hyundai Motor заявил, что из-за роста цен на сталь и другие материалы увеличение издержек составило 500 тыс. вон (513 долларов) на каждый автомобиль, сообщило Bloomberg.
Это составляет 2,8% от цены на внутреннем рынке наиболее популярной модели Hyundai – седана Sonata, отметил вице-президент компании Ким Дон Джин. В компании «озабочены» состоянием дел, поскольку повышение будет сложно перекрыть за счет сокращения других издержек. В марте Hyundai уже был вынужден согласиться на 20%-ное повышение цен поставляемых комплектующих.
Honda Motor в борьбе с ростом стоимости затрат может увеличить потребление алюминия. Китайская Great Wall решила отреагировать на прирост издержек переходом на выпуск более дорогих моделей. По сообщению индийской Economic Times, в связи с ростом цен на сталь на 30–40% возможен пересмотр заявленной цены самой дешевой в мире машины «Нано» (автопроизводителя Tata).
Изначально предполагалось, что она будет стоить 100 тыс. рупий (2550 долларов). Таким образом, рост доходов автопроизводителей существенно замедлится на фоне роста издержек, а также снижения темпов продаж на американском рынке, отмечают аналитики.
В России наблюдается сходный процесс. К настоящему моменту (с конца прошлого года) произошел резкий скачок цен на производимую для автомобилей сталь. За это время на 65–70% выросла цена на железорудное сырье, и порядка 90–100% составил рост цен на коксующийся уголь, поясняет аналитик Банка Москвы Дмитрий Скворцов.
Растут и прочие затраты. Так, с начала года имеет место рост цен на электроэнергию и газ, остается на высоком уровне инфляция, высокими темпами увеличивается оплата труда.
«В среднем в зависимости от сложности производства себестоимость производства стали выросла на 15–20%», – резюмирует эксперт. Естественно, что сталелитейные компании повышают отпускные цены.
Исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (включает АвтоВАЗ, КАМАЗ, ОАО «Русские машины», «Северсталь-авто», на долю которых приходится более 80% выпускаемых в стране автомобилей) Игорь Коровкин рассказал газете ВЗГЛЯД, что ассоциация намерена обратиться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на резкое повышение со второго квартала цен на металл для автопроизводителей.
По словам господина Коровкина, цены были подняты «слишком быстро и практически без предупреждения». Автопроизводители не готовы к такому повышению цен на сталь, поскольку это грозит повышением себестоимости выпускаемых автомобилей, и, как следствие, производители будут вынуждены поднимать цены на свою продукцию. Доля только проката в себестоимости автомобиля составляет 20–22%, а в целом доля стали в материалах автомобиля составляет около 70%.
С аналогичной жалобой ранее выступили российские нефтяники. Напомним, на прошлой неделе ФАС начала проверку крупнейших российских металлургических компаний – Северстали, ММК, НЛМК, «Уральской стали» – на предмет соблюдения антимонопольного законодательства.
Ряд организаций, в частности Газпромнефть, Фонд развития трубной промышленности (ФРТП) и Сургутнефтегаз обратились в ФАС в связи с резким повышением со второго квартала цен на металл для производства труб нефтегазового сортамента.
Очевидно, что рост цен происходит в русле общемировых тенденций, однако потребителей стали возмутило повышение цен сразу на 45–50%, причем уведомления загодя произведено не было.