На финансовых рынках мира наблюдается очередной резкий виток падения. Японский индекс Nikkei к закрытию обрушился на 3,71%, гонконгский Hang Seng упал на 5,18%. Сводный азиатский индекс MSCI Asia Pacificа опустился на 2,3%.
Мы все говорили о том, что нынешний кризис напоминает ситуацию 1970-х, но с каждым днем он становится похож на 1930-е
К 16.18 по московскому времени индекс РТС потерял свыше 4%, опустившись ниже 2000.
Индекс Франкфуртской фондовой биржи Xetra DAX упал на 3,30%. Индекс Лондонской фондовой биржи FTSE 100 упал на 2,32%.
Цена мартовского фьючерса на индекс Dow Jones Industrial Average к 16.45 по московскому времени снизилась на 1,886%, на индекс Standard & Poor's 500 – на 2,47%. Котировки фьючерсов на индекс NASDAQ-100 к этому времени уменьшились на 2,45%.
«Это серьезный кризис, – цитирует Bloomberg старшего стратега в Asteri Capital из Нью-Йорка Дэвида Голдмана. – Имеет место систематический разлад, и мы сейчас переживаем очень опасный момент».
Главным негативом, обрушившим котировки на мировых биржах, стало сообщение о покупке компанией JP Morgan Chase пятого по величине в США инвестиционного банка Bear Stearns примерно за 236 млн долларов, в то время как в пятницу его капитализация составляла 3,48 млрд долларов. То есть цена продажи оказалась более чем на 90% ниже оценки рынка. Банк испытывал огромные трудности в связи с ипотечным кризисом в США и находился на грани банкротства.
«Тот факт, что правление Bear Stearns позволило активам уйти с такой огромной скидкой, ставит под сомнение стоимость активов на балансе целого ряда корпораций. Если учесть, с какой скидкой JP Morgan покупает Bear, главным вопросом остается стоимость наших финансовых организаций в сложившейся ситуации», – цитирует директора инвестиционного отдела Solaris Asset Management Тимоти Гриски Reuters.
Кроме того, Федеральная резервная система США в экстренном порядке объявила о новых чрезвычайных мерах. Первым делом она снизила дисконтную ставку, по которой кредитуются банки, до 3,25 с 3,50% годовых. 18 марта ФРС проведет заседание, на котором ожидается дальнейшее снижение ставки федерального финансирования сразу на 1% или даже на 1,25% с текущих 3% годовых.
Начальник информационно-аналитического отдела фондового департамента АКБ «Лефко-банк» Денис Шабанов отмечает, что снижение ставки со стороны ФРС на 0,25% для банков вряд ли окажет достаточно позитивное воздействие на рынки, так как ближайшее заседание ФРС и ожидаемое снижение ставки уже заложено в рыночные цены. «Единственным позитивным моментом от нынешнего снижения является возможность удержать финансовые рынки от обвала и паники, но никак не от дальнейшего снижения», – считает аналитик.
Кроме этих мер, ФРС объявила о новой программе кредитования для крупных финансовых компаний, которые заключают прямые сделки с ФРС на финансовых рынках.
До этого такие компании не могли получать кредиты у американского Центробанка напрямую. ФРС выдает ссуды с дисконтом лишь банкам, которые принимают депозиты.
Центробанк США может предоставлять кредиты учреждениям, не осуществляющим депозитные операции, в особых обстоятельствах и в последний раз пользовался этим правом в 1930-х годах, во времена Великой депрессии.
О начале новой Великой депрессии уже всерьез говорят международные аналитики.
«Мы все говорили о том, что нынешний кризис напоминает ситуацию 1970-х, но с каждым днем он становится похож на 1930-е», – приводит Independent слова старшего рыночного стратега британской консультационной компании Lombard Майкла Тейлора. Он добавляет, что проблемы с Bear Stearns – только начало: «Многие банки и хедж-фонды идут к катастрофе».
Всемирный банк в понедельник сообщил, что экономика США, возможно, сползает в рецессию. Об этом же заявило большинство опрошенных Wall Street Journal финансовых директоров американских компаний. 54% из 475 респондентов ответили, что рецессия уже началась.