Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) понизило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги России по обязательствам в иностранной валюте до уровня «ВВВ/А–3» с «ВВВ+/А–2», прогноз по рейтингам – «негативный», говорится в сообщении агентства.
В последнее десятилетие мировая экономика все больше напоминает огромный корабль «Титаник», в котором сняты внутренние переборки
«Понижение рейтинга обусловлено рисками, связанными с резким сокращением международных резервов и инвестиционных потоков, что привело к росту издержек и проблемам с привлечением средств, необходимых для удовлетворения потребностей во внешнем финансировании», – отметил кредитный аналитик Standard & Poor’s Фрэнклин Гилл.
С августа 2008 года международные резервы России сократились с 583 млрд долларов до 455 млрд долларов (74% потребностей во внешнем финансировании в 2009 году), напоминает агентство.
«Несмотря на то, что десятилетие разумного использования экспортной выручки дает России больше пространства для маневра в условиях рыночной турбулентности, быстрое сокращение резервов, препятствующее более существенному ослаблению курса рубля, увеличивает возможность скачков обменного курса позднее, когда объем международных резервов уменьшится, что приведет к гораздо более серьезным последствиям для частного сектора», – отмечается в сообщении.
Кроме того, S&P понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг по обязательствам в национальной валюте с «А–» до «ВВВ+». Вместе с тем краткосрочный рейтинг по обязательствам в национальной валюте подтвержден на уровне «А–2». Понижена также оценка риска перевода и конвертации валюты для российских несуверенных заемщиков – с «ВВВ+» до «ВВВ».
Впрочем, эксперты довольно спокойно отнеслись к снижению рейтингов, отмечая, что это было событием неизбежным и закономерным.
«Цены на российскую нефть упали уже ниже 40 долларов за баррель, стремительно ухудшается торговый и платежный балансы страны, правительство взяло курс на плавную девальвацию национальной валюты – все это негативным образом сказывается на прогнозах будущего экономики России», – рассказал ВЗГЛЯДу финансовый эксперт «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.
«Макроэкономическая ситуация резко ухудшилась всего за несколько месяцев, падение цен на нефть вынудило российское правительство начать активно расходовать накопленные резервы», – соглашается начальник аналитического отдела УК «КапиталЪ» Сергей Карыхалин.
При этом сегодня вообще в мире оценки рейтинговых агентств не имеют такой силы, как до кризиса, – кризис заставил усомниться, следует ли полагаться на эти оценки. Проблемы же российской финансовой системы и экономики не скрываются, обсуждаются и экспертным сообществом, и на страницах деловых изданий. Только российские аналитики и российские власти не ограничиваются констатацией факта таяния резервов, а предлагают пути решения задачи.
Как считают эксперты, правительство сегодня выбрало правильный курс. Так, они положительно оценили заявление вице-премьера России Сергея Иванова, по словам которого разумный госпротекционизм поможет российским производителям сохранить свои позиции на мировом рынке в условиях финансовой нестабильности.
«Сегодня, в условиях мировой финансовой нестабильности, без разумного государственного протекционизма нашим товаропроизводителям будет сложно сохранить свои позиции на мировых рынках», – сказал Иванов в понедельник на заседании правительственной комиссии по экспортному контролю.
По его словам, активная внешнеторговая политика государства является важным фактором долгосрочного роста экономики и ее инновационного развития.
«Нам необходима многосторонняя система поддержки промышленного экспорта, прежде всего в таких конкурентоспособных областях, как космос, атомная энергетика, авиа- и судостроение», – цитирует вице-премьера РИА «Новости».
По его оценке, будет расти роль экспортного контроля. «Необходимость наращивания экспортных возможностей страны и особенно на высокотехнологичных направлениях предъявляет новые требования к работе нашей системы экспортного контроля, роль которой как регулятора международных научно-технических связей будет возрастать», – подчеркнул Иванов.
По его мнению, наряду с мерами экономического и политического характера следует решить вопросы совершенствования процедур таможенного оформления экспорта, оптимизации системы управления рисками, улучшения информационного взаимодействия ведомств.
Необходимость разумных протекционистских мер не вызывает у нас никакого сомнения, соглашается Алексей Вязовский.
«В последнее десятилетие мировая экономика все больше напоминает огромный корабль «Титаник», в котором сняты внутренние переборки. Сегодня падают цены на жилье в Нью-Йорке и Лондоне – завтра кризис на рынке недвижимости уже в Москве и Шанхае. Спад производства и массовые увольнения в американской автомобильной индустрии? Вот уже и российские металлурги останавливают домны и сокращают персонал. Важно понимать, что повсеместно снятие ограничений на международную торговлю и движение капитала выгодно сильнейшим игрокам с развитой экономикой и инфраструктурой (банковской, страховой)», – пояснил он.
Поэтому, считает Вязовский, в ситуации финансового кризиса представляется разумным защищать собственного производителя и кредитовать собственный реальный сектор экономики, а не заокеанских потребителей.
Однако пока не ясно, как все это будет реализовано на практике. «Пока получается так, что в первую очередь поддержка оказывается компаниям сырьевого сектора и отдельным промышленным компаниям, часто не самым эффективным. В результате мы никак не приближаемся к декларируемой цели – созданию диверсифицированной и конкурентной в мире экономики с высокой долей высокотехнологичных производств», – сказал ВЗГЛЯДу Сергей Карыхалин.