Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) считает забастовку неэффективной формой разрешения трудовых конфликтов в условиях мирового финансово-экономического кризиса.
В условиях последствий мирового экономического кризиса забастовка является неэффективной формой разрешения трудовых конфликтов
К такому выводу пришли участники круглого стола ФНПР «Проблемы разрешения коллективных трудовых споров», который состоялся накануне, передает РИА «Новости».
«В условиях последствий мирового экономического кризиса в Российской Федерации применение такой меры, как забастовка, является крайней и на нынешнем этапе неэффективной формой разрешения трудовых конфликтов», – цитирует департамент общественных связей ФНПР слова своего лидера Михаила Шмакова.
Гораздо более эффективный инструмент разрешения трудовых споров в условиях кризиса – «институт социального партнерства», полагает Шмаков, выполнение пунктов коллективного договора и конструктивного переговорного процесса между профсоюзами, работодателями и властью.
Лидер ФНПР также отметил, что «в соответствии с достигнутыми с партией «Единая Россия» договоренностями, профсоюзы и законодательная власть в РФ берут на себя обязательство по мораторию на изменения в трудовое законодательство».
«В условиях, когда Россия сталкивается с последствиями мирового финансового и экономического кризиса, очень важно, чтобы все стороны трудовых отношений придерживались действующего на территории Российской Федерации законодательства в целом и Трудового кодекса Российской Федерации в частности», – отметил он.
По его словам, «существующий Трудовой кодекс является полным и всеобъемлющим документом, регулирующим все сферы трудовой деятельности и все споры, которые могут возникнуть между работником и работодателем», и позволяет «успешно разрешать любые споры и конфликты», возникающие в условиях экономического кризиса.
ФНПР вместе с тем «будет однозначно противодействовать» всем, кто пытается лишить работника прописанных в Трудовом кодексе социальных прав и гарантий или же «желает использовать трудности, связанные с экономическим кризисом, чтобы дестабилизировать политическую ситуацию в России», используя механизм забастовок «в угоду своим политическим амбициям», пообещал Шмаков.
Один из участников круглого стола, председатель независимого профсоюза «Единство» Петр Золотарев уверен, что сегодня нужно говорить прежде всего о социальном диалоге.
«На круглом столе прозвучало такое понятие, как «социальное партнерство». Правда, я думаю, что здесь надо говорить именно о диалоге. В России он присутствует только формально – это всего лишь слова. Мы видим неравенство сил: с одной стороны находятся работники и профсоюзы, с другой – бизнес и власть. Вторая чаша весов перевешивает», – пояснил он газете ВЗГЛЯД.
Чтобы уравнять чаши, необходимо развивать социальный диалог двух сторон. В то же время, по его мнению, забастовки могут эффективным инструментом защиты своих прав в условиях кризиса. «Нам привели в пример два случая в странах Европы, где профсоюзы, угрожая забастовкой, добились повышения заработной платы сотрудникам. И это уже в условиях мирового финансового кризиса», – отметил Золотарев.
Однако здесь надо четко понимать, в каком положении находится предприятие. Бывает, что оно не испытывает трудностей, а лишь «прикрывается» кризисом, не идя на уступки профсоюзам. Если же у компании действительно серьезные проблемы, забастовка ничего не решит.
«Заявление Михаила Шмакова о том, что забастовка «является на нынешнем этапе неэффективной формой разрешения трудовых конфликтов», было просто вырвано из контекста, поэтому истинный ход мысли лидера ФНПР здесь утерян, – сказал ВЗГЛЯДу президент Всероссийской конфедерации труда Борис Кравченко. – Думаю, Шмаков имел в виду ситуацию, когда предприятие из-за кризиса уже «лежит на боку».
«Здесь будет выгоднее вообще закрыть завод, например, чем пойти на уступки работникам», – пояснил газете ВЗГЛЯД директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий.
«В остальных случаях забастовка остается эффективным средством защиты социально-экономических прав. Это было доказано в том числе и нашей организацией», – подчеркнул Кравченко.
«В условиях кризиса особенно сложно найти баланс между реальными интересами работников и работодателей, которые не заботятся о сохранении производства и рабочих мест, а волнуются о том, чтобы не снизились нормы прибыли», – добавил он.
В любом случае, забастовке должна быть какая-то альтернатива. «Если таковой посчитать институт социального партнерства, не думаю, что он сразу сможет заработать», – заметил Кагарлицкий.
По его мнению, мы еще не раз наступим на одни и те же грабли, прежде чем такой инструмент, как «социальное партнерство», сможет стать эффективным. Поэтому пока рано говорить о том, что профсоюзы готовы отказаться от забастовок.