Президент Медведев не нарушил сложившуюся в последние недели традицию, по которой каждый президент начинает выступление со своей оценки суммарных потерь мировой экономики из-за кризиса. Так начал и он на заседании «круглого стола» промышленников России и ЕС.
Хотел бы сказать и о нашей инициативе о необходимости создания системы быстрого оповещения. Основная проблема мирового кризиса заключалась в том, что на разрастание «мыльных пузырей» и проблем с ликвидностью все просто смотрели, но не принимали никаких мер
По российской версии, которая не противоречит европейской, эти потери «достигают 1,5 трлн долларов», цитирует главу государства ИТАР-ТАСС.
В четверг международное рейтинговое агентства Fitch сообщило, что ожидает, что в 2009 году рост в Бразилии, России, Индии и Китае в целом составит 5,7%. Президент Медведев во Франции заявил, что он ожидает рост ВВП России по итогам 2008 года примерно в 7 процентов. Однако в следующем году, отметил президент, рост замедлится, передает ИТАР-ТАСС.
«Нам в целом удается сохранить макроэкономическую стабильность, - заявил Медведев. - По итогам года ожидаем прирост ВВП около 7 процентов. Этот результат достигнут, прежде всего, за счет увеличения внутреннего спроса. Следующий год, понятно, будет важнее для всех нас, для нашей страны, и темпы роста, скорее всего, замедлятся, и довольно сложная ситуация с инфляцией. Но всеми этими проблемами мы будем заниматься».
Как именно заниматься, что будет делаться, а что – не будет, президент пояснил детально.
Во-первых, государство не намерено заниматься национализацией российских компаний, сразу успокоил европейских журналистов Дмитрий Медведев.
«Мы не собираемся заниматься национализацией наших крупных компаний, - сказал президент. - Приобретение пакетов /этих компаний/ может носить временный характер. От этих пакетов нужно будет избавляться, приватизировать».
Медведев рассказал, что власти выделят 200 миллиардов долларов для поддержки реального сектора российской экономики. Он напомнил, что для укрепления банковской системы будут предоставлены субординированные кредиты сроком на 10 лет.
«В итоге, у банков появится больше средств для кредитования и поддержки реального сектора. В общем объеме сейчас речь идет о цифрах порядка 200 миллиардов долларов», - приводит слова Медведева РИА «Новости».
Для того, чтобы деньги поступали именно в реальный сектор государство, в числе прочих мер, особое внимание будет уделять снижению административных барьеров для повышения инвестиционной привлекательности страны.
«Мы продолжим ту работу, которую вели в связи с проблемами, существующими в экономике, в том числе и с бюрократическими проблемами. Будем стараться устранять административные барьеры, которые все еще высоки, будем совершенствовать налоговое законодательство, таможенные процедуры», - сказал Медведев, и добавил, что продолжится и борьба с коррупцией.
Обрисовав тактические задачи, президент рассказал и о стратегических целях, причем четко обозначил конкретные сроки их реализации.
Прежде всего он еще раз подтвердил, что Россия намерена развивать рубль, чтобы стать крупным финансовым центром на пространстве СНГ и, возможно, Европы.
«Мы хотели бы развивать собственную валюту, российский рубль, и сейчас работаем над тем, чтобы создать на базе наших возможностей один из мировых финансовых центров, то есть по сути превратиться в одного из глобальных финансовых игроков, - цитирует Медведева ПРАЙМ-ТАСС. - Речь идет о том, чтобы работать и на рынках СНГ, в Центральной и Восточной Европе, но мы не ограничиваем это евразийским пространством. В любом случае, независимо от кризиса и текущих трудностей, до конца года будет принят пакет законов в России для формирования такого центра. Мы от этой идеи не только не отказываемся, мы считаем, что это удобный период, чтобы это сделать».
Европейские бизнесмены мгновенно поняли, о чем идет речь. О том, что очень скоро им придется переходить при расчетах за российские товары на рубли. А центробанкам европейских стран – начинать формировать рублевые резервы.
Для граждан России это заявление Медведева тоже значит, что надо задуматься, стоит ли сегодня менять рубли на доллары или евро.
Кстати, именно к европейскому опыту по созданию конкурентной с долларом валюты – евро, обратился Медведев в своей речи.
«Если бы кризис случился, когда не было евро, последствия были бы куда серьезнее», - сказал он.
Следует полагать, что если бы к моменту начала кризиса и рубль успели сделать расчетной единицей для десятка-другого стран, то последствия были бы гораздо меньше. С этим, понятно, никто из предпринимателей спорить не стал.
Надо отметить, что речь президента была выстроена практически безупречно. Заявления про создание финансового центра в России были соседствовали с заявлением о том, что страна по-прежнему стремится в ВТО – то есть, ни о какой изоляции речь не идет.
Но Медведев достаточно жестко объяснил затягивание вступления РФ в ВТО неготовностью этой организации к приему новых членов.
«Нам импонирует взвешенная позиция бизнес-сообщества, которая рассматривает гармонизацию законодательства как двусторонний процесс. Этот процесс предусматривает взаимное признание и приоритет международных стандартов. Это особенно важно в свете присоединения России к ВТО. Но одна из этих проблем очевидна - сама организация, ее методы работы, нормативная база они все-таки недостаточно подготовлены к приему новых членов», - цитирует президента РИА «Новости» .
Успокоил Медведев европейцев не только по поводу стабильности российской позиции по ВТО. Но и по вопросу, который традиционно используется десятилетиями, когда надо представить страну негативно – об энергопоставках.
«Россия в области энергопоставок будет вести себя ответственно, - коротко, по деловому, как и следует в разговоре с бизнесом, сказал Медведев. - Европа - крупнейший партнер РФ».
Особо остановился президент на том, с чем он едет в Вашингтон на заседание «двадцатки».
Он повторил, что предлагает реформировать МВФ и ВБ для противодействия глобальному финкризису.
«Столь серьезные последствия обязывают нас ставить вопрос о реформировании мировой финансовой системы и ее основных институтов, таких как Международный валютный фонд и Всемирный банк», - сказал Медведев.
Но этим не ограничился. Президент предлагает создать систему быстрого оповещения о возможных финансовых кризисах.
«Хотел бы сказать и о нашей инициативе о необходимости создания системы быстрого оповещения, - сказал он. - Основная проблема мирового кризиса заключалась в том, что на разрастание «мыльных пузырей» и проблем с ликвидностью все просто смотрели, но не принимали никаких мер, поэтому Россия выступает с такой инициативой».
Представители деловых кругов быстро просчитали, насколько серьезно это заявление, насколько сложна в реализации эта идея. Сейчас мировые рейтинговые агентства не вызывают доверия и уже практически никто не обращает внимания на рейтинги, которые они присваивают компаниям или странам. Значит, надо создать некую новую систему координат. И вот Россия предлагает начать проектировать такую систему на уровне двадцати или более крупнейших государств. Это значит и новый уровень доверия между странами, новый уровень открытости, взаимодействия и так далее.
До сих пор ни одна страна не высказала ни одной идеи, которую она предлагает обсудить в Вашингтоне в субботу. Запоздалая реакция ЕС и предложение как-то усилить ответственность рейтинговых агентств не дали повода для оптимизма аналитикам и экспертам – подобные требования звучали и звучат давно, да все без толку. Зато в многочисленных публикациях в мировой прессе прямо говорится уже, что и вообще от саммита нечего ждать, поговорят и ничего не предложат согласованного…
На этом фоне и прозвучало предложение России. Теперь в субботу весь мир будет ждать российской расшифровки того, как именно страна планирует создать такой центр оповещения.