«Решение об изменении меры пресечения бывшему заместителю министра финансов Сергею Сторчаку и другим фигурантам следователь принял в связи с тем, что расследование дела завершено и обвиняемые, находясь на свободе, уже никак не смогут повлиять на результаты следствия», – говорится в сообщении комитета. Об этом пишет Reuters.
Российский фондовый рынок ускорил темпы роста, как считают ряд экспертов, на новостях об освобождении Сторчака
Официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин сообщил «Интерфаксу», что 9 октября были завершены следственные действия по уголовному делу «по факту покушения на хищение денежных средств из федерального бюджета РФ под предлогом покрытия затрат, якобы понесенных ЗАО «Содэксим».
В окончательной редакции Сторчаку было предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 (покушение на мошенничество), ч. 2 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями) УК РФ. Вадиму Волкову и Виктору Захарову – по статье «покушение на мошенничество».
Сторчака арестовали в ноябре 2007 года по обвинению в попытке хищения из бюджета страны 43,4 млн долларов. Как сообщал Следственный комитет, арестованные подозревались «в создании организованной группы с целью хищения денежных средств из федерального бюджета под предлогом покрытия затрат, понесенных ЗАО «Содэксим». Однако, как отмечали представители Следственного комитета, преступление не было доведено до конца «по не зависящим от подозреваемых обстоятельствам».
Вместе с чиновником были арестованы гендиректор компании «Содэксим» Виктор Захаров и члены совета директоров Межрегионального инвестиционного банка Вадим Волков и Игорь Кругляков, освобожденный в прошлом месяце под подписку о невыезде.
При этом Басманный суд Москвы продлил срок содержания под стражей Сторчака до 15 ноября. Причиной такого вердикта судья назвал то, что Сторчак, находясь на свободе, может скрыться от правосудия, оказать давление на свидетелей, а также уничтожить доказательства по делу.
Освобождение было совершенно внезапным. Еще во вторник утром ни он сам, ни его адвокаты, ни родные Сергея Сторчака не ждали, что его к вечеру отпустят, причем без залога, а под подписку о невыезде.
Когда вечером Сторчак вышел из СИЗО, то поблагодарил за поддержку семью и свой трудовой коллектив, а еще – руководство Следственного комитета, которое «вынесло такое неожиданное» для него решение об изменении ему меры пресечения, передает «Интерфакс».
«Для нас это стало полной неожиданностью. Это очень радостное событие для нас», – заявила журналистам один из защитников, Марина Никольская, сообщило РИА «Новости».
То же агентство чуть позже связалось с сыном Сторчака Алексеем. «Я узнал об освобождении из прессы. Мама скоро приедет», – сказал он журналистам возле выхода из столичного следственного изолятора Лефортово.
Не удивился или скрыл удивление только один человек – министр финансов Алексей Кудрин.
«Это изначально было мое предложение – выпустить (Сторчака) под подписку о невыезде, и я был уверен, что он смог бы нормально сотрудничать со следствием, потому что я считаю обвинения несправедливыми, не имеющими оснований. Думаю, мы все в этом убедимся, и, думаю, справедливость восторжествовала», – приводит РИА «Новости» слова министра.
Он добавил, что в министерстве у Сторчака по-прежнему есть личный кабинет, хотя еще не говорил со своим замом о возвращении его на работу.
Хотя вряд ли у Сергея Сторчака будет время на что-то иное, кроме прочтения уголовного дела, – в нем насчитывается 76 томов. Зато почти очевидно, что в связи с большим объемом материалов суд не начнется раньше будущего года – месяца три уйдет на чтение, то есть новогодние праздники Сергей Сторчак проведет дома.
К вечеру вторника не было замечено ни одного комментария с осуждением решения об освобождении Сторчака. Напротив, представители разных политических партий приветствовали решение Следственного комитета при прокуратуре РФ.
«Положительным решением» назвал освобождение Сторчака лидер «Яблока» Сергей Митрохин. «Правильным и гуманным» назвал его председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
«Считаю, что в тех случаях, когда подследственный не представляет общественной опасности, не может повлиять на объективность расследования, нужно меньше сажать в тюрьму, – цитирует Крашенинникова ИТАР-ТАСС. – Нет необходимости ломать человека».
Как и предполагалось, Сергей Сторчак вышел на свободу после шести вечера. И сразу отправился домой.
Отметим, что российский фондовый рынок ускорил темпы роста, как считают ряд экспертов, на новостях об освобождении Сторчака. По итогам дня капитализация российского рынка, вычисленная на основе торгующихся в РТС бумаг, повысилась на 2,15 процента и составила 442,821 млрд долл. По состоянию на шесть вечера индекс ММВБ повысился на 3,88 процента к закрытию предыдущей сессии.
Мнение экспертов о связи освобождения Сторчака с ростом рынков подкрепляется еще одной новостью вторника, также связанной с громкими уголовными делами. Во вторник появились сообщения о том, что прошение о помиловании бывшего юриста ЮКОСа Светланы Бахминой, которая находится на восьмом месяце беременности, может быть удовлетворено.
«Шансы на возможность положительного решения со стороны президента оптимистические. Думаю, просьба будет удовлетворена, но окончательное слово, естественно, за главой государства», – заявил «Интерфаксу» хорошо информированный источник в российских властных структурах.
«В России милосердие и милость к падшим всегда была состоянием общества и русской души. По-человечески каждый человек вправе рассчитывать на снисхождение, если он признал вину», – поддержал предложение о помиловании Бахминой председатель Совета федерации РФ Сергей Миронов.
Ранее адвокат экс-юриста ЮКОСа Роман Головкин сообщил, что Бахмина, осужденная на 6,5 лет лишения свободы, признала свою вину и просит о помиловании. «Да, прошение о помиловании подано. Светлана в своем ходатайстве признает вину», – сообщил Головкин.
Вину она признает не в первый раз, но в сентябре 2008 года Зубово-Полянский районный суд Мордовии уже отказал ей в условно-досрочном освобождении, несмотря на раскаяние, положительную характеристику и беременность.
«Я впервые судима, положительно характеризуюсь по месту прежнего жительства и работы, а также администрацией колонии, имею поощрения за добросовестный труд и участие в общественной жизни колонии», – пишет в прошении о помиловании сама Бахмина. По ее словам, «рождение ребенка в неволе – большой стресс как для матери, так и для ребенка, что не может не отразиться на его жизни и состоянии здоровья».
Тем не менее, процедура помилования занимает много времени. Если на этот раз региональная комиссия примет положительное решение, Дмитрий Медведев получит обращение о помиловании через 45 дней. Так что, скорее всего, рожать Бахмина в любом случае будет в колонии.
Напомним, что в апреле 2006 года Бахмину признали виновной в хищении имущества ОАО «Томскнефть» и уклонении от уплаты налогов. Экс-юриста приговорили к семи годам лишения свободы, но через четыре месяца кассационным определением Московского городского суда срок сократили до 6,5 лет.
Сейчас Бахмина, отбывшая в заключении три года и девять месяцев, имеет двух детей семи и 11 лет.