По прогнозам экспертов, к 2012 году российский автомобильный рынок достигнет объемов продаж в 4 млн автомобилей.
Для российского водителя уже не столь важна цена, сколько комфорт, безопасность, функциональность
Участники дискуссии на форуме «Россия», организованном ИК «Тройка Диалог», не сомневаются, что такие объемы абсолютно реальны.
Как отметил президент Renault Карлос Гон, автомобильный рынок в России в ближайшие два года станет крупнейшим в Европе.
Сейчас развитие рынка сдерживает ряд моментов. Патрик Пелата, исполнительный вице-президент Renault, рассказывает, что, для того чтобы быть успешным в России, нужно организовывать производство в самой стране и российское участие в этом производстве должно увеличиваться.
Например, в производстве популярной модели Renault Logan доля российского участия составляет примерно 50%. Нужно увеличивать российское участие хотя бы до двух третей, а целью поставить доведение его до 95%, что может быть достигнуто в последующие 4–5 лет, замечает представитель компании.
Также имеет большое значение возможность своевременных закупок компонентов в других странах, считает господин Пелата.
Эрик Эберхардсон, управляющий директор по автомобильному бизнесу ОАО «Русские машины», заметил, что конкурентная гонка сейчас идет во всем мире, не только в России, поэтому надо научиться поддерживать свой бренд.
Большой проблемой для России он считает высокую степень вертикальной интегрированности российских предприятий. При совместной работе приходится инвестировать в производство как автомобилей, так и автокомпонентов.
Гендиректор КамАЗа Сергей Когогин добавил, что уровень локализации зарубежных производителей в России недостаточен, пока существуют только сборочные производства.
В будущем надо усиливать производство автокомпонентов. Но и российские партнеры имеют возможности развивать свой бренд и должны выходить на экспорт.
Представители зарубежных автомобильных гигантов отмечали отличие растущего рынка России от других развивающихся рынков.
Дело в том, что в России необходимо работать во всех сегментах, отметил Карл-Питер Форстер, вице-президент GM, глава GM Europe.
По его словам, это дает преимущество иметь здесь множественные бренды. По его словам, Россия – это не третий мир, поэтому продаваемый автомобиль должен быть надежным, удобным, с достаточно технологическим уровнем, по стоимости не самого высокого уровня и при этом стильным.
Вадим Швецов, гендиректор «Северсталь-авто», продолжил тему, сказав, что в дальнейшем, когда рынок будет постепенно приходить к насыщению (уже после 2010 года на рынке будет наблюдаться жесткая конкуренция), будущее будет за тем, кто лучше осознает запросы российского потребителя, его эмоциональные и вкусовые предпочтения.
По его словам, для российского водителя уже не столь важна цена – средняя цена продаваемого автомобиля сейчас 19 тыс. долларов, сколько комфорт, безопасность, функциональность. Российскому потребителю важно получать удовольствие от езды за рулем.
Покупатель хочет иметь не маленький автомобиль (скорее, седан класса С), современный, с мощным двигателем, с салоном, с опциями и недешевыми материалами.
Автомобили на платформе low-cost также должны отличаться от существующих в Европе: платформа должна быть адаптирована к российскому покупателю. Российский автомобилист становится более привередливым.