По неофициальной информации, чешская финансовая группа KKCG продала 6,1% акций нефтехимической компании Unipetrol. Источники на рынке отмечают, что сделка состоялась в понедельник, покупателем выступила структура «с российским финансированием». Некоторые участники торгов считают, что сделка прошла в интересах ЛУКОЙЛа.
Предметом сделки стали 11 млн акций Unipetrol. За каждую бумагу покупатели заплатили 280 чешских крон
Предметом сделки стали 11 млн акций Unipetrol. За каждую бумагу покупатели заплатили 280 чешских крон. Таким образом, пакет обошелся покупателю в 3,08 млрд чешских крон (155,6 млн долларов). Покупка ценных бумаг произошла с дисконтом к рыночной стоимости в размере 2,4% по сравнению с результатом пятничных торгов. Тогда акции торговались по 287 чешских крон за штуку.
Представители холдинговой компании KKCG, принадлежащей чешскому миллионеру Карелу Комареку, заявляли, что в конце мая в ее распоряжении находился 6,5% пакета акций Unipetrol. Эти ценные бумаги были для холдинга портфельной инвестицией.
В ЛУКОЙЛе не подтверждают и не опровергают информацию об участии в сделке по покупке акций Unipetrol.
Unipetrol контролирует Сeska rafinerska (у этой компании два НПЗ в Восточной Европе). Также концерн владеет Сhempetrol и Рaramo as, которые занимаются сбытом нефтепродуктов и автокосметики.
«Основной акционер Unipetrol – PKN Orlen с 62,99% акций, – напоминает структуру акционерного капитала аналитик Financial Вridge Дмитрий Александров. – K&K Capital Group была вторым по величине акционером, тройку замыкала ING SA: по данным на май этого года, у нее было 1,245%». Польский холдинг PKN Orlen владеет НПЗ Mazeikiu Nafta в Литве, которым ранее интересовался ЛУКОЙЛ.
Free-float ценных бумаг Unipetrol составляет порядка 40%. «Теоретически можно произвести скупку на рынке и набрать хотя бы 25%, – рассуждает аналитик. – Но издержки, которые при этом понесет покупатель, будут совершенно неоправданны». Дмитрий Александров отмечает, что за время скупки, если она не будет растянута на несколько лет, цена акций поднимется с текущих 15 до 25–30 долларов за штуку.
«Причем это будет плата за приобретение только блокпакета, то есть переплата в два раза даже не будет являться премией за контроль, – говорит эксперт. – Поэтому скупка по рынку нецелесообразна, либо она должна быть очень растянута во времени». Аналитик подчеркивает, что надо учесть, что акции Unipetrol достаточно активно растут. «В декабре 2004 года они стоили 4 доллара за штуку, таким образом, рост к текущему моменту (менее чем за три года) составляет 3,75 раза», – отмечает он.
По словам аналитика, акции ЛУКОЙЛА сегодня не выглядят лучше рынка. «Открывшись и быстро пройдя вверх вместе со всеми, концерн вышел на плато, – рассказывает эксперт. – И также вместе с рынком консолидируется на достигнутых уровнях с небольшими колебаниями».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ЛУКОЙЛ неоднократно заявлял о своем желании приобрести перерабатывающие и транспортные мощности в Европе. Топ-менеджмент компании озвучивал интерес концерна к покупке польских PKN и Lotos, австрийской OMV и венгерской MOL. Невозможность приобретения PKN и Lotos представители компании объясняли нежеланием Польши продавать свои активы «по идеологическим соображениям».
ЛУКОЙЛу также несколько раз не удавалось купить перерабатывающие мощности в Европе. У концерна сорвались сделки по приобретению Гданьского НПЗ в Польше, Mazeikiu Nafta в Литве, Hellenic Petroleum в Греции. В прошлом году ЛУКОЙЛ не смог купить ливийскую компанию Tamoil, которая владеет тремя НПЗ в Западной Европе, и нефтеперерабатывающий завод Europoort, принадлежащий Kuwait Petroleum International.
В середине сентября стало известно, что компания планирует сделать паузу в переговорах о возможной покупке активов в Европе. «До недавнего времени существовала не лучшая ситуация для приобретений, поскольку фондовые рынки росли и цены на нефть были высоки, – рассказывал вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун. – Таким образом, у продающей стороны были очень высокие ожидания, в том числе и в отношении цен». В последнее время, по мнению топ-менеджмента концерна, фондовые рынки выглядят гораздо более здоровыми.
«Структуры сектора нефтепереработки за последнее время выросли в цене, и сейчас покупка экономически неприемлема», – рассказывали в компании. В ближайшее время представители концерна ожидают снижения цен на перерабатывающие мощности. «Когда ценовые ожидания владельцев НПЗ будут скорректированы, можно будет продолжить переговоры», – отмечали в ЛУКОЙЛе.
Приобретение НПЗ необходимо ЛУКОЙЛу, чтобы реализовать долгосрочную стратегию развития. В планах компании к 2016 году увеличить объем переработки до 100 млн тонн.
Программа также предусматривает сокращение удельного веса российских активов в структуре переработки ЛУКОЙЛа с 71 до 56%. В Европе компания планирует к 2016 году увеличить переработку на 13–16 млн тонн.