Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» планирует получить контроль над российскими газовыми месторождениями, объем добычи которых составляет около 50–55 млрд кубометров в год.
К заявлению «Нафтогаз Украины» можно отнестись лишь как к очередному использованию газовой темы во внутриполитической борьбе в Киеве
«Пока на Украине добывается только треть газа от общего объема его потребления, около 20 млрд кубометров, – пояснил газете ВЗГЛЯД начальник управления по связям с общественностью НАК «Нафтогаз Украины» Алексей Федоров. – Дополнительный объем топлива в 50 млрд кубометров позволит стране не зависеть от импортных поставщиков природного газа». О каких месторождениях идет речь, господин Федоров уточнять не стал.
Взамен Украина предлагает доступ к своим национальным активам. «Стремление России участвовать в транзите (газотранспортной системе. – Ред.) по территории Украины очевидно, через республику идет 80% газа, экспортируемого в Европу», – отмечает Алексей Федоров.
По его словам, решение о допуске к украинской газотранспортной системе может быть принято только после соблюдения всех установленных законодательством процедур. «Сейчас законодательство запрещает передавать в концессию или иным способом отчуждать объекты нефтегазового комплекса, – говорит пресс-секретарь. – Если законодательство откроет путь к решению этой проблемы, мы предполагаем, что вопрос такого уровня должен быть закреплен межправительственным соглашением».
В феврале Верховная рада Украины приняла закон «О внесении изменений в закон «О трубопроводном транспорте», который запрещает приватизацию и передачу в концессию газотранспортной системы страны. Запрещается также передавать акции НАК «Нафтогаз Украины» и государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта в уставный фонд других компаний.
НАК «Нафтогаз Украины» и Газпром уже обсуждают вероятность обоюдного доступа к объектам нефтегазового комплекса. По мнению господина Федорова, если стороны договорятся об обмене активами, то в принятый в феврале закон придется вносить поправки.
«Сначала изучать вопрос будут в НАК «Нафтогаз Украины», потом предложения направят в Минтопэнерго, затем в правительство Украины, которое может внести соответствующий законопроект в Верховную раду», – говорит представитель компании.
До парламентских выборов на Украине, которые запланированы на 30 сентября, по мнению господина Федорова, свои предложения в Минтопэнерго «Нафтогаз Украины» направить не успеет.
«К заявлению «Нафтогаз Украины» можно отнестись лишь как к очередному использованию газовой темы во внутриполитической борьбе в Киеве, – считает эксперт Института проблем естественных монополий Алексей Белогорьев. – Допускать украинские компании к добыче газа в России нашей стране невыгодно, и действующая сейчас схема с перепродажей туркменского газа RosUkrEnergo полностью устраивает Газпром».
По мнению аналитика, единственная возможность пересмотреть эту схему – отдать России долю в украинских магистральных газопроводах. «Но это пока невозможно не только юридически, но и политически – такое решение любой из партий будет немедленно использовано оппонентами для обвинения в национальной измене».
«Допускать украинские компании к российским добывающим проектам целесообразно только в том случае, если российская сторона получит участие в магистральной газотранспортной системе Украины или в ее внутренних распределительных сетях, – подчеркивает аналитик Financial Bridge Дмитрий Александров. – Если соответствующих поправок в законодательство Украины внесено не будет, не исключено, что произойдет обмен участия в российских добывающих проектах на доли, вероятно контрольные, в тепло- и электрогенерирующих активах на Украине». Но наибольший интерес для российской стороны представляет трубопровод.
«При этом российская сторона будет стремиться к своей минимальной доле во всех проектах не ниже уровня 50% плюс одна акция», – уверен эксперт.
Аналитик «КИТ Финанс» Константин Черепанов оценивает ГТС, исходя из заявленной им мощности, в 28 млрд, а всю компанию «Нафтогаз Украины» – в 43–45 млрд долларов, группу месторождений, годовая добыча которых составляет 50 млрд кубометров, – в 23–25 млрд долларов.
«Если украинская сторона хочет совершить такой обмен, то им придется отдать либо 80% своей ГТС, либо половину уставного капитала «Нафтогаз Украины», – резюмирует он.
В Газпроме от комментариев отказываются.