Инициатива создания «профсоюза» миноритариев ОАО «НК «Роснефть» была озвучена на годовом собрании акционеров компании 30 июня 2007 года.
За рубежом подобная практика есть, один из самых известных ее последователей – Уоррен Баффет», – напоминает аналитик ФБК «Солид» Дмитрий Лютягин
Тогда участники «народного» IPO корпорации, недовольные низкими дивидендами и разобщенностью в своих рядах, заявляли о готовности объединиться, чтобы отстаивать свои интересы. Как стало известно газете ВЗГЛЯД, консолидация пакетов акций миноритариев началась.
«Многих миноритариев не устраивают инициативы руководства корпорации, – рассказал газете ВЗГЛЯД акционер Валерий Морозов. – Недоумение, например, вызывает безудержная скупка активов ЮКОСа».
По его мнению, у Роснефти сейчас огромные долги, и «акционерам это не нравится». Господин Морозов отмечает, что в период кризиса неплатежей долговые обязательства могут серьезно ударить по компании, что вызовет падение стоимости акций. «Неизвестно, будет ли государство оказывать Роснефти помощь в этот период», – резюмирует он.
Не устраивает держателей акций и непрозрачность компании. «Структуру прозрачности сделок все-таки стоит повысить. Звучит информация, о том, что сделки проводятся не по реальным ценам, а по договорным, – раскрывает суть претензий акционер Морозов. – Хотелось бы убедиться, что это не так и что компания работает в интересах всех акционеров, а не только мажоритариев».
На текущий момент, по словам миноритария, акции Роснефти консолидированы в руках «отдельной группы предпринимателей, что позволяет им вырабатывать политику концерна в своих интересах».
«Объединение миноритариев нужно для того, чтобы отстаивать их интересы и влиять на политику самого общества, осуществлять некий контроль, – считает господин Морозов. – Мы не собираемся мешать компании, наоборот, будем помогать ей и вмешиваться только в крайнем случае, чтобы обжаловать спорное решение».
Чтобы оповестить акционеров, инициаторами объединения будет задействован ряд информационных программ. «Ориентир мы сделаем на сетевые технологии – в ближайшее время заработает сайт будущего «профсоюза», – отмечают держатели ценных бумаг. – Уже запущена «горячая» телефонная линия». На организационные и информационные расходы миноритарии планируют потратить около 7000 долларов.
Лоббировать свои интересы участники IPO собираются, введя своего представителя в состав совета директоров Роснефти. Продвинуть будущего топ-менеджера планируют по следующей схеме: консолидация 1–2% акций – доступ к реестру акционеров и получение данных о других пакетах ценных бумаг – увеличение участия группы в акционерном капитале до 5–10% – выдвижение и утверждение нового независимого директора.
«За рубежом подобная практика есть, один из самых известных ее последователей – Уоррен Баффет, – напоминает аналитик ФБК* «Солид» Дмитрий Лютягин. – Он входит в компанию как миноритарный акционер, а потом консолидирует ее крупный пакет и делегирует своих представителей в совет директоров».
По словам эксперта, подобный опыт есть у миноритариев General Мotors и General Еlectric, но в этих компаниях объединение держателей акций проходит под эгидой государственных пенсионных фондов. «Люди отчисляют в эти учреждения деньги, а те, в свою очередь, приобретают акции компаний, что позволяет им легче собирать крупные пакеты, – объясняет аналитик. – Потом фонды выдвигают своих представителей в наблюдательный совет, для того чтобы смотреть на компанию изнутри и при возникновении неблагоприятной ситуации вовремя из нее выйти».
Структура акционерного капитала Роснефти следующая: Роснефтегаз – 75,16%, «РН-Развитие» – 9,44%, в свободном обращении – 15,4%. Аналитик Financial Bridge Дмитрий Александров напоминает, что «из обращающихся акций порядка 60% торгуются в Лондоне».
В ходе IPO Роснефти крупные международные институциональные инвесторы скупили около 6,4%. «Население России имеет порядка 1% акций компании, таким образом, на биржах в Москве, Петербурге и Лондоне постоянно находится около 8%», – отмечает господин Александров.
«1% акций Роснефти на текущий момент стоит 835 млн долларов, – продолжает эксперт. – Приобрести еще 1% необходимо для внесения вопросов в повестку дня». По прогнозам аналитика, инициаторам «профсоюзного» движения придется привлекать большую массу населения и крупных инвесторов, которые согласятся участвовать в создании такой структуры для формирования 2% пакета. «Собрать такое количество людей, готовых к активному участию, будет как минимум непросто», – говорит эксперт.
По мнению Дмитрия Александрова, такая ассоциация может использоваться как полигон для раскрутки «защитника участников народных IPO». «Самой компании это создаст негативный информационный фон и внесет сумбур в деятельность общих собраний, – констатирует аналитик. – Хотя серьезных проблем причинить не сможет, все-таки 2% – это не 10%».
«Создание такого рода объединения - это право наших акционеров, - сказали газете ВЗГЛЯД в «Роснефти». - Оплачивать их организационные расходы мы не можем, потому что эти средства берутся из прибыли, а она распределяется между всеми акционерами. Мнение всех держателей акций мы не знаем».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ