На пост главы Международного валютного фонда назначен француз Доминик Строс-Кан.
Было бы удивительно, если бы в МВФ согласились назначить на пост руководителя экономиста из страны, где 10 лет назад был финансовый кризис
Сделать его руководителем МВФ предложил президент Франции Николя Саркози. По его словам, господин Строс-Кан «именно тот человек, который позволил своей стране быстро и мягко поменять валюту на евро».
58-летний доктор экономических наук Доминик Строс-Кан сменит на этом посту испанца Родриго де Рато, который уходит по собственной инициативе. Новый руководитель МВФ сейчас преподает в нескольких французских университетах, а в 1997–1999 годах был министром финансов Франции.
Доминик Строс-Кан – депутат парламента от партии социалистов. Во время предвыборной кампании поддерживал оппонентку Николя Саркози Сеголен Руаяль.
Но по словам президента, назначение не потребует отказа от членства в партии, так как глава государства «должен быть свободен от всякого пристрастия», заявил Николя Саркози в одном из интервью.
Перед Домиником Строс-Каном не ставятся сверхзадачи. «Ему придется руководить Международным валютным фондом в условиях реконструкции и реформ», – говорит главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик.
«Речь не идет об инициативе по расширению полномочий, например. Но работа предстоит трудная. МВФ находится в сложной финансовой ситуации – источники средств очень ограниченны», – пояснил экономист.
По традиции руководителя МВФ выбирает Евросоюз, а главу Всемирного банка – американцы. Но европейцы уже заявили, что недовольны таким принципом деления. Кроме того, Китай и Индия давно хотят, чтобы в МВФ и Всемирном банке были их представители. Таким образом, в ближайшее время порядок назначения на руководящие должности может измениться и возможность возглавить фонд появится у жителя любой страны.
Но у России шансов почти нет. «Теоретически это возможно, а практически едва ли осуществимо», – считает главный экономист ФК «Уралсиб» Владимир Тихомиров.
«При утверждении кандидата голосует совет директоров и голоса распределяются по весу. Самый большой – у США и Европы, – объясняет эксперт. – Для того чтобы должность руководителя занял российский экономист, нужно убедить американцев и европейцев в целесообразности этого».
Сейчас квота голосов определяется размером взноса в основной капитал МВФ.
Учитывается также доля страны в мировом ВВП. Полученная квота определяет число голосов у страны при решении различных вопросов, которые выносятся на обсуждение, а также размер кредитов, на которые может рассчитывать член МВФ.
Квота у США – 17%, у России – 2,78%, и Америка обладает блокирующим голосом – может наложить вето на любое решение.
Кроме того, по словам Владимира Тихомирова, было бы удивительно, если бы в МВФ согласились назначить на пост руководителя экономиста из страны, где 10 лет назад был финансовый кризис.