Предложение о внеконкурсной передаче монополии Чаяндинского газового месторождения и лицензионных участков с запасами газа в зоне проекта «Сахалин-3» озвучил зампред правления Газпрома Александр Ананенков на заседании правительственной комиссии по ТЭК.
Газпром, как оператор строительства, безусловно, заинтересован в передаче ему в разработку и собственность газовых месторождений Восточной Сибири
Основной темой встречи была программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта в Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона – Восточная программа. Свое предложение господин Ананенков связал с необходимостью выполнения межправительственного соглашения с Южной Кореей (согласно ему в эту страну Газпром должен поставлять 10 млрд кубометров газа в год. – Ред.) и поставками газа во Владивосток.
По словам топ-менеджера, трубопровод Хабаровск – Владивосток, по которому углеводородное сырье пойдет в Южную Корею с 2012–2013 годов, построят к 2011 году. «Но ресурсной базы для него нет», – отмечает зампред правления Газпрома. Чтобы не сорвать соглашение с Южной Кореей, корпорации придется выполнять его закупками сжиженного природного газа на спотовом рынке.
С 2007 года законодательство не предполагает передачи лицензий компаниям без аукциона или конкурса. Если предложение Газпрома пройдет, придется вносить коррективы в законодательство. С этим не согласился президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, который предложил переименовать Восточную программу в проект и под эгидой Газпрома «сформировать консорциум по освоению месторождений Дальнего Востока», а Газпрому передать операторские функции.
Существуют и другие альтернативы предложению Газпрома, не требующие поправок законодательства. В прошлом году президент Якутии Вячеслав Штыров предлагал передать лицензию на Чаяндинское газовое месторождение специально созданному казенному предприятию, а корпорацию сделать его оператором. В этом случае, по словам господина Штырова, Газпром не будет собственником газа в запасах и не сможет, таким образом, увеличить капитализацию за госсчет.
«Хотелось бы надеяться, что государство не перейдет к бесконкурсной передаче лицензионных участков на пользование недрами, – комментирует предложение Газпрома главный экономист УК «Русь-Капитал» Алексей Логвин. – Честнее будет, если Газпрому достанется роль оператора проекта».
Но такое решение, по словам аналитика, лишит монополию массы плюсов. «Компания не сможет поставить запасы месторождения себе на баланс и прибыли будет получать существенно меньше, так как газ будет принадлежать государству», – уверен господин Логвин. «Подарка в несколько миллиардов долларов Газпрому не видать, максимум, что ждет корпорацию, – роль оператора», – резюмирует эксперт.
Запасы Чаяндинского месторождения составляют около 1,2 трлн кубических метров газа. Планы Газпрома предусматривают добычу на месторождении к 2020 году в объеме 20 млрд кубометров в год и 53 млрд кубометров после него.
На «Сахалине-3» есть 10 нераспределенных лицензионных участков с суммарными прогнозными запасами газа около 0,9 трлн куб. м, крупнейшие из них – Южно-Киринский, Мынжинский, Западно-Айятский и Айятский, Вейнинский. Планы Газпрома предполагают добычу газа на «Сахалине-3» до 28,6 млрд кубических метров к 2025 году.
«Программой освоения Восточной Сибири предусмотрено строительство магистрального газопровода, и Газпром, как оператор строительства, безусловно, заинтересован в передаче ему в разработку и собственность газовых месторождений Восточной Сибири, – замечает Анна Пановко из компании «Петромаркет». – Но я думаю, что без аукциона по продаже лицензии на разработку Чаяндинского месторождения Газпром его не получит. Другое дело, в какую сумму эта покупка обойдется Газпрому. Другие компании могут просто не участвовать в аукционе».