Как стало известно газете ВЗГЛЯД, Федеральная антимонопольная служба внесла в правительство проект закона, который наделяет Кабинет министров полномочиями по установлению порядка экспорта газа из России.
ФАС внесла в правительство проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об экспорте газа
Сейчас механизм поставок определяется Федеральным законом «Об экспорте газа», в рамках которого работает Газпром.
Если министры одобрят проект, ФАС получит возможность утвердить квоты для независимых производителей газа, чтобы они могли продавать часть своего газа за рубеж. Таким образом, правительство обяжет Газпром пропускать квотированные объемы сырья, принадлежащего независимым компаниям, за границу. В этом случае, по оценкам экспертов, выручка госкорпорации снизится на несколько миллиардов долларов. Аналитики прогнозируют, что у корпорации хватит связей в правительстве, чтобы заблокировать инициативу антимонопольной службы.
ФАС внесла в правительство проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об экспорте газа» накануне. Первый пункт изменений предполагает распространить указанный закон только на природный газ, исключив его действие на попутный газ, который добывают нефтяные компании (СУГ).
Но суть законопроекта в другом. Во втором пункте антимонопольная служба предлагает правительству взять на себя полномочия устанавливать порядок экспорта газа. Если правительство согласится с предложением, то ему придется принять постановление, регулирующее порядок экспорта газа. «Там будет прописан порядок экспорта природного газа и некоторые квоты для компаний, которые занимаются газодобычей, – рассказывает суть комбинации осведомленный источник газеты ВЗГЛЯД. – Квоты разрешат независимым газодобытчикам пускать часть газа на экспорт». По словам источника, этот шаг позволит «немного размыть монопольное право Газпрома на экспорт газа при сохранении единого экспортного канала».
«Сейчас газодобывающие компании продают газ концерну по одним ценам, а Газпром реализует сырье – как на внутреннем рынке, так и за рубежом, – говорит источник, знакомый с содержанием законопроекта. – При этом за руку его поймать невозможно, ведь газ никак не окрашен». Осведомленный источник убежден, что с появлением квот механизм продажи газа за рубеж изменится. «Газодобытчики оплатят монополии транспортировку своего газа до границы, а потом внесут корпорации некоторую сумму по агентскому договору, чтобы Газпром пропустил газ за рубеж, – поясняет источник. – Дальше газ продается иностранному потребителю по совершенно другим ценам». По словам источника, детали агентских соглашений между независимыми производителями и Газпромом будут разрабатываться в рамках специального постановления ФАС.
«С трудом верится, что ФАС сможет довести до конца свою инициативу», – убежден главный экономист УК «Русь-Капитал» Алексей Логвин. – В обозримой перспективе такая инициатива не реализуется». По словам эксперта, экспортное право для Газпрома – это вопрос долгосрочного выживания. «С другой стороны, даже если квоты будут введены, независимым производителям будет некому продавать газ в Европе, – отмечает господин Логвин. – Корпорация заключила там долгосрочные контракты со многими потребителями и может поставить объемы углеводородного сырья в европейские страны, даже превысив их запросы.
Поэтому возможные потери для Газпрома можно оценить цифрой ноль».
«Несмотря на то что инициатива интересна и может поддержать газодобывающие компании, думаю, у Газпрома хватит административного ресурса, чтобы федеральный закон не приняли», – отмечает источник газеты ВЗГЛЯД.
С ним соглашается аналитик ФК «Уралсиб» Евгения Дышлюк. «Примут закон или нет – это как Газпром решит, – считает эксперт. – У монополии очень серьезное лобби в правительстве». По подсчетам аналитика, убытки корпорации в случае принятия такого закона будут колебаться в диапазоне от 5 до 25 млрд долларов. «Истина где-то посередине этого коридора», – отмечает госпожа Дышлюк. «В прошлом году выручка Газпрома составила около 60 млрд долларов, таким образом, в процентном соотношении его потери могут составить от 8 до 42%, – констатирует аналитик. – Едва ли корпорация пойдет на это».