– Господин Глухов, аналитики склонны видеть в последних не подтвердившихся сообщения об авариях на АЭС «Темелин» в Чехии и на Волгодонской АЭС следствие конкурентной борьбы. Вы замечаете, что против российских атомных технологий ведется PR-кампания? Кому это может быть выгодно?
– Это борьба за плацдармы для продвижения технологий. Рынок строительства АЭС напрямую связан с глобальной конкуренцией. В условиях развития атомной энергетики борьба за рынки усиливается. Есть игроки, активно позиционирующие себя на конкурентных рынках: группа Areva, Westinghouse, General Еlectric. Атомстройэкспорт, продвигая российские атомные технологии на внешние рынки, активно усиливает свои позиции. Выпады, о которых вы говорили, – это и есть конкуренция.
– На каком этапе строительство Центра ядерных исследований в Мьянме? Как вы оцениваете риски этого проекта, вероятность инцидентов, связанных с похищением радиоактивных материалов?
– Недавно руководитель Росатома Сергей Кириенко подписал соглашение о сооружении Центра ядерных исследований (ЦЯИ) с Союзом Мьянма. На сегодняшний день у Мьянмы нет своей атомной энергетики и нет опыта работы с данным видом энергии. Соответственно, нет знаний и возможностей обеспечивать радиационную безопасность, безопасность ядерных материалов. Чтобы разрешить эту проблему, сейчас в России проходят обучение 230 студентов из этой страны. В будущем году к нам приедут учиться еще около 1000 студентов. Из них более 300 будут обучаться в профильных вузах по специальностям, которые найдут применение в будущем ЦЯИ. Это специалисты, которые будут вести в Центре научные программы в области медицины, биофизики, ядерных материалов и обеспечивать его деятельность. К моменту пуска Центр ядерных исследований будет укомплектован квалифицированными специалистами и обеспечен всем необходимым для целей безопасности. Правящий режим, существующий в Мьянме, стабильный. То, что Мьянма может сделать ядерное оружие, – крайне маловероятная ситуация. Для этого необходим сложнейший научно-исследовательский комплекс и огромное бюджетное финансирование. На сегодняшний день Мьянме едва ли это интересно.
– Во сколько вы оцениваете строительство Центра ядерных исследований?
– Стоимость Центра пока посчитать невозможно, поскольку проект только формируется. В среднем ценовой диапазон составляет от 200 до 400 млн евро. Это зависит от того, как будет оборудован Центр, но пока никакой конкретики нет. Возведение подобных Центров занимает около 5 лет.
– На каком уровне развития находится российско-японское сотрудничество в ядерной сфере?
– Сотрудничество с Японией пока находится на уровне бизнес-инициативы. Были переговоры о возможном взаимодействии в рамках визита представительной делегации Росатома во главе с Сергеем Кириенко, в ходе которого стороны знакомились, обменивались идеями. Прозвучали предложения о сотрудничестве, но о конкретных шагах говорить пока рано. Речь в будущем может идти о создании российско-японских СП на территории России, которые будут производить оборудование для АЭС. Возможно также приобретение отечественной компанией конкретных технологий для производства оборудования. Озвучены разные варианты взаимодействия, но все это пока на уровне переговоров.
Первый вице-президент Атомстройэкспорта Александр Глухов |
– Речь идет о сооружении объектов атомной энергетики и о привлечении стратегического инвестора, который обеспечивает в том числе финансирование проекта строительства и будет заниматься дальнейшей продажей вырабатываемой электроэнергии. «Интер РАО» может выступать инвестором строительства, кроме того, эта компания специализируется на обслуживании Армянской АЭС. Один энергоблок атомной станции мощностью 1000 мегаватт при соответствующем ценообразовании на рынке ежедневно обеспечивает поступление выручки на уровне более 500–600 тыс. долларов. В соответствии со своей долей инвестиций, вложенной в проект, «Интер РАО» может получать свою часть прибыли.
– Один из текущих проектов компании – АЭС «Белене» в Болгарии. Будет ли «Интер РАО» привлечена к этому строительству?
– АЭС «Белене» – станция, которая заказана нам Национальной электрической компанией Болгарии. Стоимость ее строительства составляет почти 4 млрд евро (2-блочная станция суммарной мощностью 2000 мегаватт). В настоящее время идет выделение данного актива в отдельную компанию. Болгарские власти объявили тендер по привлечению стратегических инвесторов для строительства данной станции. Рассматриваются прежде всего европейские энергетические компании, но возможно участие ряда российских структур. Тендер завершится к концу 2007 года.
– Где будет ближайшая площадка для взаимодействия с «Интер РАО»?
– О конкретных проектах, в которых мы планируем участвовать вместе с «Интер РАО», говорить пока рано. Когда все необходимые согласования будут сделаны, тогда мы расскажем о наших планах.
– Каковы приоритеты Атомстройэкспорта на ближайшее время?
– В настоящее время мы принимаем участие в тендере на поставку ядерного острова на АЭС «Моховце» в Словакии, участвуем в процедуре выбора поставщика АЭС в Марокко. Готовимся к вхождению на новые рынки – Турции, Вьетнама, других стран. Одна из наших приоритетных задач – развить свой бизнес на рынках Индии и Китая. Вскоре мы можем приступить к реализации проектов и на российском рынке.
– Каковы условия вашего взаимодействия со Стройтрансгазом?
–Стратегический альянс сформирован для обеспечения устойчивых позиций наших компаний при реализации программы развития атомной отрасли России, возможна совместная работа за рубежом. Российская программа развития атомной энергетики имеет колоссальный объем по вводу новых атомных мощностей, и здесь работы хватит всем. Со Стройтрансгазом у нас большие планы сотрудничества – у этой компании огромный опыт проектирования и строительства в части трубопроводной инфраструктуры. В скором будущем планируется сделать заявление о первом крупном совместном проекте в России.