Участники рынка мобильного контента рассказали газете ВЗГЛЯД, что корпорация МТС направила Ассоциации контент-провайдеров письмо, в котором сообщается, что с 1 июня оператор увеличивает свою долю в выручке контент-провайдеров, продающих мультимедийный сервис его абонентам.
Участники рынка уверены, что ряду мелких игроков придется покинуть ставший нерентабельным бизнес
Провайдеры, предоставляющие sms-услуги с ежемесячной выручкой от 15 до 20 млн рублей, вместо 65% будут оставлять себе 60% выручки.
Компании, предоставляющие голосовые услуги, при новом раскладе потеряют еще больше. При обороте в 20–22 млн рублей они будут получать 60% вместо 68%.
Управляющий «Информ-мобил» Дмитрий Гумен рассказал газете ВЗГЛЯД, что в адрес Леонида Меламеда и других руководителей участники контентного рынка направили ряд писем. «Целью этих писем является донесение информации о влиянии планируемых изменений на экономику рынка дополнительных услуг и предложения о проведении встреч и консультаций прежде введения новой схемы взаиморасчетов», – подчеркнул он.
Введение новой схемы расчетов повлияет не только на доходы провайдеров, но и на уровень цен для потребителей услуг, отмечают участники рынка.
По словам управляющего директора i-Free Кирилла Петрова, при объеме продаж мобильных сервисов на сумму 6–8 млн долларов в год компания потеряет 500 тыс. долларов. «Самый негативный момент в том, что могут вырасти цены на мультимедийные сервисы, – отметил топ-менеджер i-Free. – Сейчас спрос на этом рынке эластичный, однако в итоге спрос может понизиться».
Рентабельность в данном бизнесе невысока при высоком уровне конкуренции. По оценке Кирилла Петрова, показатель составляет 5% и ниже. «Ряд компаний работают практически в ноль», – отмечает представитель компании.
«Изменения разделения доходов, казалось бы, всего на 5% приводит к уменьшению чистого дохода контент-провайдеров по некоторым направлениям на 50%, – говорит Дмитрий Гумен. – Ведь это 5% от валовой выручки за услуги. А в ней участвуют и оператор, и правообладатели, и медиапартнеры, и контент-провайдеры».
На рынке в последнее время появилось много партнеров контент-провайдеров (субпартнеров), при изменении модели расчетов партнерские отношения становятся невыгодны, однако договоры с ними заключены до конца текущего года, рассказывает Кирилл Петров.
Участники рынка уверены, что ряду мелких игроков придется покинуть ставший нерентабельным бизнес.
В МТС уверены в том, что «приняли правильное решение». «Предыдущая шкала была установлена порядка двух лет назад, и с тех пор рынок контент-услуг значительно вырос, – сообщила пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. – Поскольку обороты контент-провайдеров выросли, мы считаем, что должны быть увеличены и целевые пороги, при достижении которых меняется шкала разделения доходов».
По данным iKS-Consulting, оборот компаний, предоставляющих мультимедийные услуги, вырос с 300 млн долларов до 408 млн долларов в течение двух лет. При этом десятка крупнейших контент-провайдеров заработала по итогам 2006 года порядка 280 млн долларов.
В МТС еще в 2006 году началась реструктуризация взаимоотношений с провайдерами. В частности, те контент-провайдеры, чей доход более шести месяцев был менее 10 тыс. долларов в месяц, были переведены «с прямого подключения к работе через агрегаторов».
Сейчас в МТС рассчитывают, что новые пороги «будут стимулировать контент-провайдеров увеличивать объемы продаж, качество контента и, как следствие, доходы МТС». Контент-провайдеры будут вынуждены оптимизировать бизнес, в том числе укрупняться и разделяться по специализации контента.
Фактически, МТС пытается стимулировать процесс дальнейшего развития и укрупнения игроков, что соответствует нормальной практике развития рынка, отмечают аналитики.
Но участники контентного рынка надеются, что МТС изменит свое решение. «Мы нацелены на диалог», – отметил руководитель одного из контент-провайдеров. При этом «повода для паники» провайдеры пока не видят и уверены, что «взаимоприемлемые варианты» будут найдены. Речи об изменении статуса МТС как партнера не идет, подчеркнул представитель «Информ-мобил».
В МТС, в свою очередь, отметили, что «компания открыта к диалогу, готова встречаться с партнерами и все обсуждать».