Роснефть вновь находится в перечне стратегических предприятий. В этот список компанию включил председатель правительства Михаил Фрадков, подписав распоряжение № 604-р от 15 мая 2007 года.
Стратегическое предприятие гораздо сложнее обанкротить», – объясняет аналитик ФК «Уралсиб» Евгения Дышлюк
Документ вносит корпорацию в раздел «Открытые акционерные общества» перечня стратегических предприятий и организаций, утвержденного распоряжением правительства от 9 января 2004 года.
Роснефть исключили из этого списка в декабре 2004 года, чтобы внести 100% ее акций в Роснефтегаз (100% акций этой компании принадлежат государству). Тогда эта госкомпания привлекала кредиты у западных фирм, чтобы купить ценные бумаги Газпрома. Активов у Роснефтегаза сначала не было. И появление в его структуре Роснефти выступило гарантией, что привлеченные средства не пропадут.
«Стратегический перечень – это некий «антирейдерский список», – поясняет сотрудник юридической фирмы на условиях анонимности, – который избавляет компанию, находящуюся в нем, от массы претензий со стороны кредиторов. Например, лицо, которому организация должна сумму, превышающую 300 тыс. рублей, более трех месяцев, может подать против нее иск в Арбитражный суд, и его там обязаны принять. По сути это мелкая претензия, но она может дестабилизировать биржу», – резюмирует юрист.
Сейчас общая сумма долгов госкомпании превышает 35 млрд долларов.
«Стратегическое предприятие гораздо сложнее обанкротить, – продолжает тему аналитик ФК «Уралсиб» Евгения Дышлюк, – так как этот статус подразумевает особенную процедуру банкротства». По мнению эксперта, теперь на рынке дополнительного размещения ценных бумаг, принадлежащих государству, не может быть без предварительного включения Роснефти в приватизационный план (теперь для этого нужно специальное решение правительства и Госдумы). «Возможное количество новых акций для доразмещения ограничивается 9,44% казначейских акций компании», – отмечает госпожа Дышлюк.
Александр Разуваев, директор отдела анализа Собинбанка, уверен, что «государство не хочет смешивать свою долю в компании еще с кем-то».
«Очевидно, что главный акционер не хочет размывать свои акции за счет допэмиссии, – поясняет эксперт. – Теперь размещение ценных бумаг может осуществиться только с официального разрешения правительства». Информацию о том, что Роснефть ожидает скорое преследование со стороны крупных кредиторов, господин Разуваев считает спекуляцией: «Корпорация скоро получит средства от продажи ЮКОСа, кроме того, она всегда может реализовать 9,44% своих казначейских акций с курсовой премией», – резюмирует аналитик.