Российским автомобилистам придется платить за пользование хорошими дорогами. На заседании в четверг правительство с небольшими поправками одобрило законопроект о платных автомобильных дорогах.
Желательно сначала общий закон принимать, а затем специальный, о чем высказались ряд ведомств», – объяснил Дмитрий Медведев
Докладчиком был министр транспорта Игорь Левитин. «Цель законопроекта – развитие сети автомобильных дорог, улучшение условий и безопасности дорожного движения, привлечение инвестиций в дорожное хозяйство», – перечислил преимущества закона чиновник.
Планируется, что дороги могут быть только в государственной собственности. Кроме того, обязательно нужна альтернатива платным магистралям – бесплатные трассы, которые будут обеспечивать конституционное право на свободу передвижения.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев и глава МЧС России Сергей Шойгу недовольны законопроектом господина Левитина.
Глава МЧС подчеркнул, что в документе, предложенном Минтрансом, не учитываются вопросы дежурства пожарно-спасательных служб и необходимость обустройства платных трасс специальными техническими средствами оповещения участников дорожного движения.
Игорь Левитин успокоил господина Шойгу и сказал, что все это предусматривается в общем законопроекте об автомобильных дорогах, который сейчас дорабатывается.
На это возразил Дмитрий Медведев. «Желательно сначала общий закон принимать, а затем специальный, о чем высказались ряд ведомств, – объяснил министру вице-премьер. – Но раз этот готов, то можно проекты синхронизировать в плане рассмотрения в Государственной думе, но при этом обратить внимание на ряд вопросов, которые по законопроекту возникают».
Дмитрий Медведев предупредил, что при утверждении законопроекта о платных дорогах могут возникнуть трудности из-за того, что в нем используется конструкция имущественного комплекса.
«Что такое имущественный комплекс и каково его правовое значение, если это выходит за рамки гражданского законодательства, никто не знает, и это будет создавать трудности, нагромождение различных юридических конструкций», – беспокоится Дмитрий Медведев.
Недопонимание закона может помешать утверждению механизма использования платных дорог не в первый раз.
Первая версия законопроекта «О платных автомобильных дорогах» была внесена на рассмотрение правительства осенью 2004 года, но была отправлена на доработку. В марте 2006 года Минтранс повторил попытку, но она также оказалась неудачной.
«Законопроект прошел только спустя год», – рассказывает руководитель отдела инвестиций компании «2К» Герман Остер.
По его словам, законопроект готовился для освоения инвестиций. «Согласно расчетам Минтранса, расходы на строительство платных автодорог власти должны поделить с частными инвесторами. При этом желательно, чтобы доля частных вложений была как можно больше», – говорит Герман Остер.
Параллельно с разработкой законопроекта шла подготовительная работа с инвесторами. Заинтересованность проявляли французы, немцы и китайцы, но окончательные договоренности достигнуты не были.
В Минтрансе ссылались на то, иностранцев пугают сроки окупаемости проекта – от 10 до 25 лет, а закон о платных дорогах помог бы разрешить эту ситуацию, создав недостающую нормативную базу.
«Появление закона, который гарантирует частным инвесторам возврат вложений, несомненно, улучшит автодорожный инвестиционный климат в России. Но ожидать резкого притока инвестиций вряд ли стоит, поскольку сроки окупаемости проектов строительства платных дорог весьма серьезные», – считает Герман Остер.
Председатель Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум согласен с тем, что права инвесторов должны быть законодательно гарантированы. Он предлагает предоставить им больше свободы, чем хотелось бы Игорю Левитину. «У инвестора должна быть возможность действовать от имени России при заключении сделок по выкупу земельных участков, установления предельного размера арендной платы за земельные участки платных автодорог», – считает господин Шаккум.
Плюсы законопроекта о платных дорогах, по мнению депутата, очевидны. «Принятие закона позволит без дополнительных затрат со стороны бюджета расширить сеть автомобильных дорог, а также получить дополнительный источник доходов бюджетов всех уровней», – надеется Мартин Шаккум.