– Чем «MTV Россия» отличается от MTV в других странах? Насколько вы самостоятельны в принятии решений?
– В MTV Networks делается ставка на стратегию децентрализации. Тhink globally, act locally. Существует понятие формата MTV: стильность, модность, провокационность, ориентация на лидеров мнения в молодежной среде, так называемых трендсеттеров. MTV во всех странах придерживается этого формата. Все остальные вопросы – менеджмент, продажи, конкретное программирование и так далее – решаются на местах.
Наша задача – развлекать, а не воспитывать. Воспитанием должны заниматься совершенно другие институты. Например, семья и школа
– Каковы приоритеты при составлении сетки вещания, при отборе музыкального материала? Что в этом плане изменилось за время вашей работы на телеканале?
– Эфирный контент, будь то музыкальный клип, сериал или программа, должен отвечать двум простым требованиям: отвечать ожиданиям аудитории и обладать качеством, которое не стыдно демонстрировать в телеэфире. В этом сложность. Например, есть много отличных песен, на которые сняты просто ужасные видеоклипы. За время моей работы на MTV критерии отбора материала не изменились – изменились ожидания зрителей. Модность, стильность, провокационность – это все очень «летучие», конъюнктурные вещи.
– Не размывается ли бренд MTV, превращаясь в музыкально-развлекательный канал? Возможно ли в России существование чисто музыкального эфирного телеканала?
– Мы меняемся вместе с глобальным брендом MTV. Уменьшение доли клипов за счет увеличения доли программ происходит во всех странах. «Просто музыку» не смотрят. Мы не враги себе и ориентируемся на рейтинги. Мы ставим в эфир то, что популярнее. Сейчас популярнее программы. Чисто музыкальный канал, конечно, возможен. Но он не сможет привлечь слишком большую аудиторию, следовательно, не сможет жить за счет рекламы, поэтому может существовать только в платном варианте.
– Как выстроена рекламная политика телеканала? У вас реклама дороже, чем на Муз-ТВ?
– У нас 100-процентное заполнение рекламного эфира, рекламные возможности мы реализуем самостоятельно, а не при помощи сейлз-хауса. Наша реклама, безусловно, дороже, чем у конкурентов, потому что качество аудитории выше.
– Каковы финансовые показатели канала и основные задачи на этот год? Можете ли вы раскрыть структуру доходов?
– Порядка 70–80 млн долларов в год – оборот. Доля по целевой аудитории (молодые люди от 11 до 34 лет) составляет 3%. Основные задачи на год лежат в области дистрибьюции. Мы только что купили две станции в городах-миллионниках и планируем докупить еще как минимум три крупные. Структура доходов: эфирные и внеэфирные события, реклама, спонсорство, магазин МТВ и продажа прав на собственные продукты.
– Какие каналы входят в структуру MTV в России, какие из них наиболее успешны? Как MTV представлена в странах СНГ?
– Группа компаний «MTV Россия» включает в себя телеканалы MTV и VH1, а также торговую компанию и компиляционный лейбл «Музыка XXI век» – выпускаем CD- и DVD-диски, книги, одежду, сувенирную продукцию. VH1 за год вырос с охвата в 1 млн зрителей до охвата в 6 млн зрителей. Это канал более «взрослой» музыки, ориентируется на аудиторию в возрасте от 18 до 45 лет. Особенно широко представлен в Санкт-Петербурге, Москве и некоторых других городах. Дистрибьюция развивается в кабельном варианте. Главный успех в том, что раньше VH1 был платным и распространялся только в пакетах «НТВ-Плюс», а теперь это общедоступный канал.
Что касается MTV, то недавно мы стали полными собственниками в еще двух крупных городах – Красноярске и Новосибирске – и довели число собственных станций до 20, что не является нашим пределом. В СНГ нас смотрят жители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Молдовы. Общий охват – 651 город (из них 594 на территории России).
– Среднестатистический зритель российского MTV меняется?
– Зритель остается все тем же. В том смысле, что это молодой житель крупного города, early adopter, ориентирующийся на все новое и модное. Из года в год меняются лишь его музыкальные вкусы. Пятнадцать лет назад кумирами были Цой и U2, сейчас Билан и Агилера.
– Вы считаете, что обилие на музыкальных каналах исполнителей рэпа, хип-хопа и R’n’B отражает интересы российских зрителей?
– Подъем этой субкультуры – естественный процесс. Это модно и востребовано у трендсеттеров в большей степени, чем что бы то ни было другое. Подождите лет пять – появится что-то новое.
– MTV влияет на ценности молодых?
– Разумеется. Как ни крути, но через MTV проходят почти все юные зрители в десятках и даже сотнях стран мира. Однако наша задача – развлекать, а не воспитывать. Воспитанием должны заниматься совершенно другие институты. Например, семья и школа.
– Какие проекты планируются, будут ли новые форматы?
– У нас прошлым летом появился ударный продукт – сериал «Клуб». На этой неделе прошла премьера нового сезона. Судя по всему, не последнего. 19 апреля мы уже во второй раз проведем церемонию вручения «Кинонаград». Это аналог американской MTV Movie Awards. В мае запустим продолжение интерактивного сериала про Алису, видимо, тогда же – спортивно-развлекательный проект. Обязательно запустим несколько покупных шоу, к выбору которых всегда относимся очень придирчиво – если уж брать, то лучшее в жанре («Тачку на прокачку», «Южный парк», «Клиника», «Звездный стиль» и так далее).
– Чем MTV отличается от Муз-ТВ? У вас больше эксклюзива?
– Мы ориентируемся на более продвинутую молодежь и ограничиваем свою целевую аудиторию рамками 11–34 лет. У конкурентов аудитория в целом постарше. А эксклюзивами мы не меряемся. Они не делают погоды.
– Дорого ли обходятся популярные виджеи, лица телеканала? По какому принципу происходит отбор сотрудников?
– В России телевидение всегда держалось на лицах, а на Западе – на форматах. Мы стараемся больше уделять внимание форматам. Но именно MTV выступает основным поставщиком ярких, харизматичных ведущих для всего российского телевидения. Вспомним хотя бы Яну Чурикову, Ивана Урганта, Антона Комолова. Отбираем мы ведущих точно так же, как и все другие каналы. Но на MTV раскрыть себя легче в том смысле, что мы никого не загоняем в жесткие рамки.
– Какова роль различных акций и мероприятий для промоушен канала? Планируются ли в ближайшее время новые проекты? Что будет на следующей церемонии RMA.
– Роль важнейшая. Если мы принимаем решение делать что-то вне эфира, то это должен быть уникальный продукт. Таковыми стали обе наши церемонии: MTV Russia Music Awards и «Кинонаграды» – и, к примеру, fashion-акция «Путевка в жизнь». Мы стараемся прикоснуться ко всему, что является актуальным для нашего зрителя: спорт, мода, кино, мобильные развлечения.
– Какими вы видите перспективы развития музыкальных телеканалов в России?
– Все большая сегментация. Появятся каналы жанровой музыки – рэп, рок, поп-хиты. Появятся новые каналы возрастной музыки – для тех, кому за 20, за 30, за 40 лет. При этом MTV и Муз-ТВ останутся относительно универсальными. Эта ниша незыблема.
– На какой стадии находятся переговоры акционера MTV инвестиционного фонда Russia Partners о продаже своей доли в капитале телеканала? Кто станет новым совладельцем канала?
– Слухи и разговоры, облеченные в форму статей и заметок, – это не предмет для серьезных комментариев. Мы живем, развиваемся, все у нас о’кей.