Южноамериканские страны, которые находятся в политическом противостоянии с США, применяют меры по национализации экономики. Президенты Боливии и Венесуэлы Эво Моралес и Уго Чавес объявили о том, что государство вернет себе контроль над производственными компаниями, которые сейчас принадлежат западным бизнесменам.
Бывший президент Боливии Гонсало Лосадо продал Glencore металлургические активы и месторождения олова, серебра и цинка
Эво Моралес начал с национализации металлургических заводов швейцарской компании Glencore International AG. «Мы продолжаем возвращение под государственный контроль наших заводов и природных ресурсов. В этой связи в пятницу будет подписан декрет о национализации металлургических заводов швейцарской компании Glencore International AG», – объявил Эво Моралес.
Президент Боливии убежден, что активы, которыми владеет Glencore, достались компании незаконным путем.
Швейцарская компания купила заводы в 2004 году у бывшего президента Боливии Гонсало Санчеса де Лосадо, который вскоре после этого бежал в США из-за роста недовольства его правлением. Он продал металлургические мощности, а также более десятка месторождений олова, серебра и цинка.
Эти активы в 1996 году были выкуплены у государства английской компанией Allied Deals за 14 млн долларов, притом что по независимым оценкам их стоимость составляла 60 млн долларов. Спустя три года металлургический комплекс Vinto, который производит ежегодно более 30 тыс. тонн олова и 5 тыс. тонн сурьмы, оказался в руках компании Comsur, которой владел Гонсало Лосадо.
Современная стоимость активов Glencore не называется. Сейчас компания находится на завершающей стадии сделки по слиянию с российскими металлургическими компаниями «РУСАЛ» и «СУАЛ». На прошлой неделе сделку одобрила Европейская комиссия.
Акционеры Glencore будут контролировать 12% объединенного концерна. Национализация, которую собирается проводить Эго Моралес, не должна повлиять на сделку – Glencore вносит только глиноземные активы, речь не идет о металлургических.
В слиянии с российскими компаниями со стороны Glencore будут участвовать иностранные активы Kubal (Швеция), Aughinish (Ирландия), Windalco (Ямайка), Alpart (Ямайка) и Eurallumina (Сардиния).
Для Боливии это уже второй этап национализации экономики. В мае 2006 года Эво Моралес провел национализацию нефтегазовой промышленности. В этот раз президент Боливии заверил, что процесс не коснется тех предприятий, которые «соблюдают боливийские законы и не воруют деньги у народа Боливии».
Национализацию начал также президент Венесуэлы Уго Чавес. Он заявил, что энергетический сектор страны будет полностью национализирован. В четверг его правительство договорилось о выкупе 82% акций крупнейшей частной энергетической компании страны Electricidad de Caracas, принадлежащей американской компании AES Corp. Она была оценена в 900 млн долларов.
По словам президента и исполнительного директора AES Пола Нанрахана, AES заплатила 1,6 млрд долларов за Electricidad de Caracas, а затем инвестировала в нее еще 600 млн долларов в течение шести лет. Тем не менее Пол Нанрахана сказал, что национализация прошла законно.