Федеральная служба по тарифам России считает, что регулирование тарифов ЖКХ необходимо сохранять до 2012 года.
Всем гражданам стоит подумать об экономии, задуматься о каких-то коммерческих схемах, тогда появится необходимый общественный контроль за сферой
Глава ФСТ Сергей Новиков убежден, что стоимость услуг ЖКХ должна контролироваться государством и после 2009 года. «Коммунальные тарифы должны долгое время оставаться регулируемыми», – заявил он на правительственном часе в Совете Федерации.
Федеральный закон, который ввел государственное регулирование тарифов на услуги ЖКХ, прекращает действие с 1 января 2009 года. «Продлевать закон нужно, концентрируя ответственность на муниципальном уровне», – настаивает Сергей Новиков.
Сейчас ФСТ устанавливает предельный уровень роста тарифов организаций коммунального комплекса и границы платежей граждан за услуги ЖКХ.
Согласно федеральному закону базис роста тарифов составляет 8%, а все, что выше, должно обосновываться планами развития и инвестиционными проектами компаний, предоставляющих услуги.
А сейчас, по словам Сергея Новикова, в большинстве случаев служба получает «лишь перечень объектов и суммы, необходимые для капитального ремонта или строительства объектов, а об инвестпроектах речи и не шло».
«Считаем целесообразным сохранить порядок установления предельного размера платежа граждан за коммунальные услуги как минимум до 2012 года», – подчеркнул глава ФСТ.
При этом полномочия по установлению предельного размера платежей граждан должны быть переданы на уровень субъектов РФ, считает чиновник.
А регулирование тарифов организаций коммунального комплекса необходимо оставить на федеральном уровне до 2010–2012 годов.
Преимущества государственного регулирования тарифов очевидны – темпы роста цен на услуги ЖКХ стали расти гораздо медленнее – на 17,9% в 2006 году вместо 32,7% в 2005-м.
В 2007 году, по прогнозу ФСТ, рост тарифов будет еще ниже и составит в среднем 15%.
Введение предельных индексов в некоторой степени определило границы по тарифам ЖКХ, но никак кардинально не мешало развитию отрасли, уверен эксперт Института экономики города Дмитрий Хомченко.
«Законодательное ограничение роста тарифов было введено в конце 2005 года, когда цены на услуги ЖКХ резко выросли, но это не очень повлияло на снижение роста тарифов в 2006 году», – считает специалист.
«Это связано с естественным развитием отрасли. В предыдущие годы тарифы усиленно сдерживались, рост инфляции опережал рост цен на услуги ЖКХ, и таким образом прорвался накопившийся запас. С другой стороны, если бы цены не выросли, хозслужбы получили бы бешеный рост аварийности», – говорит Дмитрий Хомченко.
По его словам, рост цен позволил предприятиям ЖКХ инвестировать в поддержание и модернизацию инфраструктуры. «В любом случае есть два варианта финансирования роста цен: из федерального бюджета и за счет выплат населения. Федеральный и местные бюджеты могли бы увеличить свое участие. Но даже если средств будет достаточно, проблема состоит в их эффективном использовании», – убежден эксперт.
Малоимущие граждане не пострадают от роста цен на коммунальные услуги, так как защищены субсидиями и для них установлена планка – не более 22% от дохода может идти на оплату услуг ЖКХ. «Всем остальным гражданам стоит подумать об экономии, задуматься о каких-то коммерческих схемах. В результате появится и крайне необходимый общественный контроль за сферой», – рекомендует Хомченко.
При этом, по его словам, власти могут пойти на сдерживание тарифов и после 2009 года в связи с предвыборными настроениями. «Правительство уверено, что тарифы на ЖКХ – двигатель инфляции, хотя их «вклад» в рост инфляции не такой весомый, и здесь есть много других более важных факторов», – отмечает аналитик.