Эксперты на прошедшей в Лондоне конференции Royal United Services Institue (RUSI) заявили, что любые действия в районе Ормузского пролива будут иметь далеко идущие экономические последствия для всего мира.
Любые действия в районе Ормузского пролива будут иметь далеко идущие экономические последствия для всего мира
В том числе они поставят под угрозу нефтяной экспорт крупнейших производителей ОПЕК, ударят по экономике стран Персидского залива и сорвут нефтяные поставки крупнейшим импортерам нефти, в том числе Японии и США, передает Reuters.
Ормузский (Хормузский) пролив соединяет Персидский и Оманский заливы Аравийского моря. Ширина пролива в самой узкой части составляет всего 55 км.
Через пролив проходит главный судоходный путь вывоза ближневосточной нефти, объем перевозимой через пролив нефти и нефтепродуктов достигает 40% от общемирового.
Велико психологическое воздействие угрозы, даже само предположение вызывает рост цен на нефть, отметил директор RUSI Майкл Кларк на конференции.
Самый пессимистичный прогноз по росту цен дало агентство Standard & Poor's, заявившее, что цены могут взлететь до 250 долларов за баррель в случае перекрытия пролива.
Через пролив суда провозят 2,9 млрд тонн грузов ежегодно. Экспорт сырой нефти, вывезенной через Ормузский пролив, в 2006 году вырос до 750 млн тонн. 27% транзитных перевозок через Ормузский пролив составляет перевозимая танкерами сырая нефть, 22% перевозок составляют сухие вещества, такие как зерно, железная руда и цемент. 20% перевозок занимают контейнерные грузы, доставляющие готовые товары в страны Персидского залива.
Согласно данным Lloyd's Marine Intelligence Unit, в 2006 году через Ормузский пролив Саудовская Аравия вывезла 88% нефти, Иран – 90%, Ирак – 98%, ОАЭ – 99%, Кувейт и Катар – по 100%. Lloyd's также приводит данные по крупнейшим импортерам сырой нефти.
Так, в прошлом году 26% импортируемой нефти Японии прошло через данный пролив. Через пролив транспортируется по 14% импортируемой нефти Кореи и США, 12% – Индии, 8% – Египта и Китая, 7% – Сингапура, 5% – Тайваня и по 3% Тайваня и Нидерландов.
Маловероятно, что Иран воспользуется возможностью перекрыть Ормузский залив, говорят аналитики. Даже американские военные отмечают, что шансы такого развития ситуации невелики. По словам эксперта лондонского King's College Ричарда Шофилда, Иран сам сильно зависит от экспорта углеводородов через пролив, поэтому перекрытие пролива выглядит нелогично.
Иран ранее, во время ирано-иракской войны в 1980–1988 годах, угрожал закрыть вход в Персидский залив. Во время так называемой войны танкеров Иран и Ирак обстреливали проходящие нефтяные суда, в том числе нейтральных стран. США были вынуждены конвоировать суда с помощью военно-морских сил.
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад публично заявил на саммите ОПЕК в Эр-Рияде в ноябре, что Тегеран не станет использовать нефть в качестве оружия даже в случае агрессии со стороны США. Однако аналитики отмечают, что заявления иранского лидера зачастую непоследовательны и противоречивы.