Во вторник Владимир Путин рассказал о целях, которые ставило государство при создании госкорпораций в различных областях экономики. Он заявил о том, что в любом случае приоритет в стране останется за частным бизнесом.
Целью создания госкорпораций было обозначение направления развития тех сфер, куда сам бизнес идет неохотно
«Мы будем внимательно следить за тем, чтобы создаваемые госкорпорации не подавляли другой бизнес... Если госкорпорации в своих сферах будут так поступать, то нам придется принять решения о демонополизации их деятельности», – сказал Путин, выступая на встрече с членами президиума правления Торгово-промышленной палаты. Он добавил, что госкапитализм – «это не наш путь».
Президент рассказал о том, что целью создания госкорпораций было обозначение направления развития тех сфер, куда сам бизнес идет неохотно.
«Мы правильно сделали, что сфокусировали внимание на некоторых направлениях деятельности и сконцентрировали там финансовый и административный ресурс», – сказал Путин.
Кроме того, президент заверил, что со временем госкорпорации перестанут существовать в том виде, в котором формировались.
«Мы не планируем вечно держать госкорпорации в том виде, как они созданы. После того как они встанут на ноги, станут конкурентоспособными на мировых рынках... считаю правильным сделать так, чтобы они могли работать на рыночных условиях», – цитирует главу государства ИТАР-ТАСС.
Глава отдела экономических и стратегических исследований Jones Lang LaSalle Владимир Пантюшин считает, что в случае с госкорпорациями преследовалась цель не собственно ведения бизнеса, а выполнения социальной программы, т.е. в рамках одной компании цели разделялись на бизнес и социальные задачи.
Но главным ориентиром при формировании госкорпораций, по его мнению, являлось создание нескольких секторов экономики, которые были бы конкурентоспособны на мировом рынке. По словам эксперта, это, возможно, самый оптимальный способ поднятия их конкурентоспособности в условиях российской экономики.
«В крупных секторах, по типу авиапрома, вопрос госсобственности неоднозначен. Но, наверное, делать в нынешних условиях что-либо другое сложно, у нас нет возможности экспериментировать, как, например, в США, и ждать, когда рынок сам отрегулирует процесс – когда слабые компании разорятся, а сильные выйдут на первые позиции», – говорит Владимир Пантюшин.
Главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков согласен с тем, что в ряде областей создание госкорпораций было вполне целесообразной мерой.
«Путин действует там, где бизнес отказывается по разным причинам. Какие-то отрасли просто неподъемны для бизнеса в нынешних условиях. Логичное развитие – государство делает предпродажную подготовку, консолидирует активы перед поиском инвестора», – говорит эксперт.
Владимир Пантюшин думает, что в качестве возможного сценария дальнейшей реорганизации госкорпораций вполне вероятен выход на рынок акций. В качестве примера он приводит немного затянувшийся, но все же активный процесс по приватизации и дальнейшей реструктуризации РАО «ЕЭС».
Евгений Гавриленков считает, что некоторые госкорпорации могут быть частично проданы стратегическим инвесторам. «Опыт такого рода реорганизаций госкомпаний уже есть. АвтоВАЗ на протяжении 15 лет был в свободном плавании, но особенных успехов не достиг.
Сейчас компания привлекла стратегического инвестора. Похожий сценарий – продажа пакета стратегическим инвесторам – может быть использован в дальнейшем при реорганизации госкорпораций», – говорит аналитик.