«Чрезвычайно опасной вижу моду на появление государственных отраслевых корпораций, которые сегодня возникают. Когда предлагается создать корпорацию, например, для лекарственного обеспечения, рыбы, дорог – я могу еще долго перечислять, – это наводит на мысль, что государство даже не пытается понять, что это может сделать частный бизнес», – заявил Аркадий Дворкович в среду на конференции в Москве.
Мода на завоевание государством рынка – путь к тому, чтобы экономический рост обнулился
По словам Аркадия Дворковича, «мода на завоевание государством рынка – путь к тому, чтобы экономический рост обнулился». «Единственный путь – это развитие частного бизнеса», – добавил он. Позже эксперт уточнил, что он имеет в виду еще не внесенные на рассмотрение проекты госкорпораций. Существующие фонды, банки и компании, которым государство уже выделяет почти 26 млрд долларов, не вызывают у господина Дворковича вопросов.
«В стране наблюдается усиление государственного вмешательства в экономику, идут попытки возродить институт госкомпаний, поэтому позиция Аркадия Дворковича как яркого сторонника либерального курса понятна – он делает ставку на развитие частного предпринимательства и минимальное вмешательство государства в экономику, – говорит начальник аналитического отдела Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов.
К настоящему моменту уже принят закон, регулирующий деятельность госкорпорации по нанотехнологиям «Роснанотех», также правительство закончило разработку законопроекта по созданию госкорпорации «Росатом». Госдума приняла в первом чтении законопроект об госкорпорации «Олимпстрой», которая станет центром управления строительством в Сочи объектов к Олимпиаде-2014. Не снято с повестки дня предложение по созданию госкорпорации в станкостроении (Ростехнологии).
Озвучены также предложения по созданию госкорпораций по строительству автодорог – Автодор, рыболовству – Росрыбфлот, а также по лекарственному обеспечению.
«Если говорить о зарубежном опыте вмешательства государства в сферы экономики, то это прежде всего военное производство, в остальном такая практика особо не развита», – рассказывает директор аналитического отдела компании Jones Lang LaSalle Владимир Пантюшин.
В ряде стран государство оказывает влияние на деятельность компаний, выступая в роли акционера. Существуют и другие способы государственного вхождения в экономику. Например, в Латинской Америке посредством таких инструментов, как субсидии, таможенные и торговые ограничения, государство регулирует экономику, не создавая при этом госсобственности.
Для России, отчасти из-за намерения вступить в ВТО, инструментарий воздействия в виде таможенных ограничений или торговых барьеров ограничен.
«Основная идея госвмешательства в России – стремление помочь той или иной отрасли развиваться, наиболее яркий пример здесь – отечественное самолетостроение, где создана ОАК, – замечает господин Пантюшин. – То, что не работает в «свободном плавании», государство пытается взять под свой контроль, поскольку этот путь более понятен, проработан и комфортен».
Очевидно, что по отдельным отраслям создание госкорпораций может воплотить замыслы государства в жизнь, но в то же время увлекаться созданием госкорпораций не стоит, уверен эксперт.
По его словам, основной вопрос в том, как это будет воплощаться, насколько компании и частные инвесторы будут заинтересованы идеями государства, каким образом государство будет стимулировать инвесторов, насколько эффективны будут их вложения. Также важен профессионализм управленцев в госкомпаниях.
«В настоящее время в стране поддерживается идеология разнообразия политических мнений. Владимир Путин выстраивает систему сдержек и противовесов», – добавляет Александр Шатилов. «Дворкович здесь выступает как серьезный эксперт от либералов».
Тема госкорпораций в данный момент всеми обсуждаема, одни видят в этом попытки решить наболевшие проблемы, другие видят угрозу в наступлении государства на бизнес. «Пока не делается ставка на что-то одно, а поддерживается баланс сил, при этом допускается некий плюрализм в оценке государственных инициатив, особенно в экономике», – подчеркивает эксперт Центра политической конъюнктуры.
По словам Владимира Пантюшина, на сегодня у государства и бизнеса партнерские отношения не складываются. Бизнес и государство присматриваются и пока не доверяют друг другу. Во многом государство впадает в крайности – то бизнес доминирует над властью, то государство над бизнесом, особенно в последние года два.
При этом нет паритетной основы, как в Европе или США «Достижение равновесия – вопрос не одного года, нужна наработка механизмов. Пока же государство экспериментирует», – заключает аналитик.